<<   Жаворонок С.  Масяня Куваева: будни и праздники интернет-девицы

Ну все. Романтический момент похерен.
Но какая музыка!

Масяня

Краткая справка

"Приличная девушка" Масяня - мультипликационный персонаж, придуманный питерским художником Олегом Куваевым и "запущенный" в Сеть (www.mult.ru) осенью 2001 года (на 7 мая 2002 года вышло 35 мультфильмов, 5 из которых приурочены к вручению интернет-премий) [2]. В СМИ ее довольно часто называют Масяней Питерской (благодаря доминированию в мультфильмах питерских реалий) или Масяней Куваевой (по фамилии "отца-создателя", Олега Куваева, который, соответственно, именуется папой Масяни). По мнению художника, проект под именем "Масяня", открытый и непредсказуемый, как сама жизнь, способен просуществовать года три: "В принципе, никакая фантазия не подскажет того, что может произойти в жизни, а потому приключениям Масяни не будет конца... Почти..." [3].

Наше внимание этот проект привлек как раз упомянутыми установками на игру с повседневной реальностью и принципиальную непредсказуемость, которые позволяют практически "в живую" наблюдать, какие явления современной действительности, культурные реалии и стереотипы массового сознания привлекаются для создания мультипликационного образа "героини нашего времени" [4].

Но прежде чем обратиться к устройству масяниной вселенной, скажем несколько слов о способе презентации самих "мультов" в Сети, ибо он имеет непосредственное отношение к формированию восприятия этой "вселенной".

"Рамка"

Каждый "ролик", то есть озвученный видеоряд, художник предваряет кратким текстовым предисловием, в котором излагает свой собственный взгляд на идею, воплощенную визуальными и языковыми (голосовыми) средствами. Этот так называемый "анонс" играет роль камертона, настраивающего зрителя на восприятие "ролика" под определенным углом зрения. Наиболее показателен в этом плане мульт "Песня", где одинокая Масяня на пустой сцене поет что-то крайне невнятное и завершает свое мычание репликой: "А, да ну вас! Козлы вы все!". Эта выходка получает мотивацию благодаря реплике автора, полагающего, что: "Своей песней можно насладиться тока в одиночку. Лучший певец - Сид Вишезззз. Ну и Нина Хаген (хоть она и дура)". Таким образом, "анонс" позволяет понять характер героини и соотносит ее с определенным культурным контекстом (панк-рок). Вне этой мотивации (зазипованные мульты не сопровождаются "анонсами") социокультурный контекст мультфильма составляют анекдоты о "невинном дитяти" [5], в данном случае - анекдоты о маленькой девочке с неожиданно низким и грубым голосом; например: шла маленькая-маленькая девочка и тоненьким-претоненьким голосочком пела: "Ля-ля-ля" (прямая речь произносится басом. - С. Ж.) [6].

Другая задача "анонса" - установить/опровергнуть связь между происходящим в мультфильмах и в жизни и вовлечь зрителя в игру "реальность & вымысел": "М. едет в Москву... Это всего лишь мультфильм... Очень прошу об этом помнить... На самом деле все совсем не так :-)) Вы же сами знаете... Это называется субъективность... В чем и сознаюсь..." ("Москва").

Мультфильмы объединяются по 77 в циклы в каждом, которые также анонсируются. В предисловии, сопровождающем первую часть мультфильмов, Куваев представляет героиню интернет-публике, заявляет концепцию проекта и начинает игру "Масяня-автор-зритель": "...М. родилась из мешанины и бардака, которые мы тут (и везде) с вами ежедневно устраиваем и называем разными словами типа "дела", "оттяг", "веселуха", "работа", "любовь", ну и все такое... Сладкая М. не только полностью захватила власть в мультах, но еще и выдает себя за автора... Но и Бог-то с ней... есть люди, на которых нельзя обижаться... просто не получается... Масяня - это не я, и мне на ее имя не пишите...". И далее: "...Масяня - это ты, родной(ая)... Это я тебя так слегка ласково приложил... :-)) Надеюсь, простишь". (Мульты. Часть 2.)

Задача этих "анонсов" - связать циклы между собой, констатировать непрерывность "роликов" и их тематическую непредсказуемость (по аналогии с реальной жизнью) и опять-таки подчеркнуть/снять прямую аналогию между происходящим в жизни и в мультах [8].

Персонажи и пространственно-предметный мир

Концепция открытости и непредсказуемости адекватнее всего может быть выражена в произведениях с цепевидной структурой (типа той, которая явлена в авантюрном романе) или в произведениях с интенцией к образованию циклов (ср. анекдоты про Вовочку). Подобная структура требует притока новых персонажей (и/или развития характера имеющихся), которые участвовали бы в построении очередного эпизода, и введения категорий пространства и времени (последнее менее обязательно) [9].

Итак, главное действующее лицо мультов - "приличная девушка" (как она сама себя характеризует) Масяня без определенных занятий и заработков, зато "с адресом": город Питер, перекресток Кибернетиков и Солдата Воскобойникова - место абсолютно ирреальное, и попасть туда Масяне не суждено: "Когда ж я домой попаду? Вторую неделю мотаюсь! Эх, сдохнет Масяня на улице!" ("Такси"). Невозможность попасть в эту точку пространства вполне объяснима: если попробовать соотнести мультипликационные улицы с реальными (аналогия прозрачна) [10], получатся разные концы города: Юго-запад и Северо-восток. Кстати, это единственный мульт, где воплотился мотив бездомности и безутешности Масяни [11].

В остальных мультах жилище Масяни (квартира №1734 вкупе с лифтом и лестничной клеткой, разукрашенными графити типа "Масяня - дура") играет особую роль, что доказывает весьма тщательная разработка топоса ее квартиры. Доминирует, в духе советской и постсоветской традиции, кухня, за ней следует "второе сердце" современной квартиры - комната с компьютером. Интерьер кухни нарочито опрощен: покосившиеся стол, стул, холодильник, полки, лампочка без абажура, мухи и тараканы. Здесь общаются с друзьями, в том числе и по телефону, выпивают (но не закусывают, да и плита в мультах не фигурирует), курят и слушают музыку. Что же касается компьютера, то он служит для общения с миром и получения всей необходимой информации о нем (правда, замечает Куваев, "иногда страшновато строить все на столь ненадежной вещи" "DownLoad"). Собственно, это и есть масянино "окно" в мир. Телевизор (старенький), конечно, у нее тоже имеется, и, разумеется, в паре с диваном [12]. Масяня смотрит его без разбору, покуривая травку, поскольку только так, в состоянии измененного сознания, можно воспринимать мир, который там явлен: хаос. В масянином мире TV - это уже не "окно" во внешний мир, источник "света" (=знания и камерного освещения одновременно, как это было во второй половине XX века). "Телевизор - это как сеть, тока в одну сторону, т. е. тебе впаривают, а ты и рыпнуться не можешь... Зачем он нужен - тоже не ясно..." [13]. Картину дополняют спальня с "обманной" кроватью (приятель Масяни остается ни с чем, поскольку заранее не позаботился о специальной "штучке") [14] и туалет (где проверяется крайне важная для девушки вещь - "началось" или "не началось") [15].

Надо сказать, что холостяцкое пристанище Масяни не производит впечатление уютного семейного гнездышка, да и подобие семьи ("И с этим идиотом я живу!") появляется только в одном из самых последних мультов - "Взаимопонимание полов". Дома Масяня "зализывает раны" после очередного "оттяга" ("Пятница") или готовится к следующему "выходу в свет" ("Москва"). Оттягивается и тусуется питерская девушка в популярных клубах, преимущественно в "Мани-Хани" (Апраксин двор) и Fish Fabrique, или "Фишке" на Пушкинской 10 ("Пятница").

Предметами, привычками и людьми Масяня обрастает постепенно, от мульта к мульту. В первом цикле мультфильмов Куваев наделяет свою героиню своеобразной визитной карточкой - особым смехом [16], собственным анекдотом (старым и несмешным) и собственной песней (без слов), которые, по мнению художника, сродни внутреннему голосу человека: "Умейте рассказывать анекдоты. Рассказывайте их только самому себе, потому что все равно никто не поймет... А если и поймет, то все равно по-идиотски" [17]."Своей песней можно насладиться тока в одиночку" [18].

Кроме упомянутых телефона, компьютера и телевизора, предметный мир героини составляют акустическая гитара ("Электричка") и магнитофон (правда, он появляется только во второй части, когда Масяня начнет обрастать друзьями-приятелями).

Приятели - это худой и высокий бой-френд Хрюндель ("Идиот! И с этим идиотом я живу!", "Взаимопонимание полов") и плотненький низенький Лохматый ("Я ненавижу тебя, Лохматый!", "Колеса"), который имеет все шансы стать комическим двойником Хрюнделя (любопытно, что эта троица не порождает классическую ситуацию любовного треугольника). Со своей единственной подружкой, безымянной москвичкой, Масяня знакомится по Интернету. Все остальные - это группа друзей и многочисленная массовка, преимущественно мужская. Время от времени у этой массовки появляется лицо, крайне неприятное и недружелюбное: покупатель газет ("Кайф по выходным"), мужик в электричке ("Электричка"), таксист ("Такси"), продавец мороженого ("Мороженое"), продюсер и ди-джей ("Шоу-бизнес", "Поттер"), дед, охотящийся за пивной бутылкой, и ночные грабители ("Городские ужасы"). Лицо женской "массовки" - это Масяня, выступающая с обвинительным праздничным манифестом против "мужиков" ("8 Марта"). Родственников у Масяни пока нет [19].

Контакт Масяни с окружающим миром почти всегда заканчивается конфликтом, который проявляется как агрессия/деструктивное поведение, в том числе и на уровне речи: Масяня, в лучших традициях "карнавальной" культуры, дает пинок прохожему, не желающему покупать у нее газету ("Кайф по выходным"), и ди-джею, охочему до бульварных сплетен ("Поттер"), бранится/ее обругивают ("8 Марта", "Обломчики", "Отрыв", "Такси", "Поттер"), разбивает гитару о свою голову (о ее голову разбивают гитару?, "Сплин feat. Масяня"). Хрюндель в сердцах разбивает ее компьютер ("DownLoad"), из-за Масяниной страсти к музыке "похерен романтический момент" ("Валентинка №1"), Масяня и Лохматый ломают себе руки-ноги и даже волосинки на голове ("Колеса") и т. д. Однако всякий раз конфликт снимается при помощи двух вещей: "заразительного" масяниного смеха и/или закадровой "романтической" музыки: из к/ф "Амели" ("Шоу-бизнес"), "Игрушка" ("Подарочки") и др. Это пуант практически каждой серии. Смех, введенный Куваевым непосредственно в сюжет, позволяет переосмыслить агрессивное поведение героев (ради этих тумаков и "площадной" брани, собственно, все и затевается) и поставить мульты о Масяне в один ряд с такими явлениями традиционного фольклора, как ряженье [20] и театр Петрушки [21] (любопытно, что там смех вынесен за рамки представления: это предполагаемая и необходимая реакция публики на увиденное/услышанное).

Время

Несмотря на заявленную тему, бурную масянину жизнь сложно описывать в категориях "будни - праздники" - по той простой причине, что вся ее жизнь - это сплошной праздник, досуг, не омраченный необходимостью зарабатывать на жизнь (попытки заработать деньги продажей газет, пением в электричке и раскруткой прохожих на покупку мороженого воспринимаются не иначе как развлечение). "Официальные даты" тоже есть - это праздники, приуроченные к гражданскому календарю, и именно в эти дни герои дарят друг другу подарки ("Подарочки"). Серия праздников, естественно, начинается и заканчивается Масяниными днями рождения ("День рождения", "Подарочки"), между которыми уместились: традиционный Новый год (+ авторское поздравление с Рождеством), новомодный Валентинов день, немного смазанное 23 февраля и 8 Марта.

А праздничные будни Масяни складываются из:

  1. общения (тусовки, путешествия - реальные и виртуальные), на которое Масяня тратит большую часть своего времени [22];
  2. алкоголя, травки, наркотиков;
  3. музыки - от русского и западного рока до саундтреков к зарубежным кинофильмам (комедиям и мелодрамам) [23];
  4. романтических грез, которые сами являются пародией на романтику и потому разбиваются о "правду жизни": "Джон!... Йоко!... (...) Масянечка... Родная моя... Дай сто баксов до выходных!" ("Сладкие грезы");
  5. секса: "Но обязательно должно быть какое-то чувство - "накуриться вместе или напиться", ("Валентинка №2");
  6. женских циклов и
  7. модного увлечения российской молодежи последних лет: катания на роликах [24].

Заключение

Как показало исследование, мульты про Масяню строятся по схеме "ритуальная" агрессия (в том числе и на уровне речи) > снимающие ее смех и/или музыка. В каждом конкретном мультфильме эта схема реализуется при помощи противопоставления Масяни какой-нибудь "неприятной личности". Ритм масяниной жизни задает резкая смена настроений и речевого поведения. Социокультурный фонд мультов, к которому создатель Масяни постоянно апеллирует, составляют: музыка разных направлений (от 60-х годов XX в. и до наших дней), советские и постсоветские бытовые реалии и "текучка" - быстро проходящие увлечения современных тинэйджеров. Таким образом, юная и легкомысленная интернет-девица оказывается старше и мудрее себя самой. Правда, образ жизни, который ведет Масяня, вряд ли позволит ей "состариться", то есть со временем превратиться в свой антипод, Марьиванну, о чем так беспокоятся ее интернет-поклонники.

  1.    Работа выполнена при поддержке Фонда Сороса. Грант RSS/OSSF № 1133/2000.
  2.   "Валентинка №1".
  3.   "Масяне досталось пять самых престижных номинаций 3-й ежегодной Национальной Интернет-премии: это Гран-при, "Открытие года", приз прессы, приз зрительских симпатий и премия в категории "Сетевое искусство"" (Громадин Д., Неверов А. Вирус по имени Масяня // Итоги - Общество. Паутина/проект). 7 мая 2002 года появилась новая версия сайта.
  4.    Мульты. Часть 3. Предисловие.
  5.    Лошак А. Просто Масяня // Домовой. №4. Апрель 2002. С. 52-55.
  6.    Белоусов А. Ф. Вовочка // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (www.ruthenia.ru).
  7.    И, возможно, слухи, ходившие вокруг А. Пугачевой в 1980-е годы, согласно которым на одном из концертов певица произнесла: "Ну что еще спеть этим козлам?", не зная, что микрофон включен.
  8.    В прежней версии сайта - по 6-9.
  9.   "Часть вторая и не последняя. Жизнь продолжается и постоянно подбрасывает разного рода сюрпризы, несуразности и просто трогательные моменты, да и у каждого их до фига, не тока у меня, мы из этого состоим...", "предупреждение насчет выдуманности ... остается в силе - это для того, чтоб претензий не предъявляли. ... Даже если в каком мульте и появятся упоминания реальных людей или названия существующих мест - все равно это все туфта. ... Ни с кем ничего подобного не происходило, и это всего лишь разыгравшаяся фантазия автора, который настолько замучен ею сам, что решил перелить часть на Вас... достопочтенная публика. :-)))) Простите его за это...". И к 4-й: "Что-то происходит просто постоянно. ... Вокруг двигаются люди и предметы... день сменяется ночью, злость сменяется чрезмерным идиотическим дружелюбием... музыка останавливается и повторяется снова и снова... господин большой шоумен не идет домой спать, бизнесмен мучается язвой, а мы болтаем на кухне или в баре, и нам хорошо...".
  10.    Подобные требованиям подчиняются и некоторые типы кумулятивных сказок. См., например: Амроян И. Ф. Типология цепевидных структур. Тольятти, 2000 // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (www.ruthenia.ru).
  11.    Проспект Энергетиков, улицы: партизана Германа, танкиста Хрустицкого, солдата Корзуна, подводника Кузьмина, пограничника Гарькавого.
  12.    Вообще, Масяня и город - тема отдельная, основные сюжеты здесь: центр - спальные районы, Москва - Питер.
  13.    Ср.: Разумова И. А. Интерьер и символика "домашности" // Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М., 2001. С. 147-161.
  14.    Предисловие к "Телевизору". Газеты тоже, кстати, не нужны, о чем сообщается в предисловии к мульту "Кайф по выходным".
  15.    Ср. функцию кровати в эпических жанрах русского фольклора: с ее помощью героиня испытывает добрых молодцев на знание правил любовно-брачной игры (Мадлевская Е. Л. Героиня-воительница в эпических жанрах русского фольклора. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 2000. С. 13. Сходные идеи были высказаны и в докладе М. Игнатовой "Девица-вредительница в русском фольклоре" на конференции "Язык - гендер - традиция" (СПбГУ, 25-27 апреля 2002).
  16.    Туалет - единственное место в клубе, где можно спокойно подумать, то есть помечтать ("Сладкие грезы"), а мечты пародируют сцену из фильма "Imagine" с участием Йоко Оно и Джона Леннона. Исследователи отмечают, что тема туалета и испражнений занимают в анекдотах большое место. См.: Лурье В. Ф. Детский анекдот // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика (www.ruthenia.ru).
  17.    Особый смех является "визитной карточкой" и других мультипликационных героев - американских тинейджеров Бивиса и Батхеда, "проживающих" на канале MTV, с которыми Масяню частенько сравнивают в СМИ. Сам Куваев комментирует это так: "Я думаю, единственное, что их объединяет, это разговорная, уличная речь. И какие-то затруднения с языком" (Громадин Д., Неверов А. Вирус по имени Масяня).
  18.    Предисловие к "Анекдоту".
  19.    Предисловие к "Песне".
  20.    Ср. с Вовочкой, у которого есть и папа, и мама, и даже какие-то младшие братья-сестры.
  21.    М . Л. Лурье называет "удар" и "вербальный контакт" (охуливание) среди основных форм контакта ряженых с неряжеными (Лурье М. Л. Посиделочные игры святочного ряженья: опыт морфологического описания. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1999).
  22.    Костюмчик Масяни, выдержанный в красно-синих тонах (красная маечка + синяя юбчонка), также заставляет вспомнить о Петрушке.
  23.    Поскольку большую часть своего времени Масяня тратит на общение, монологам и диалогам отводится в мультах центральное место; они, как и вся Масянина жизнь, строятся на резкой смене настроения - от подчеркнуто романтического до подчеркнуто циничного и наоборот ("Сладкие грезы", "Обломчики", "Шоу-бизнес" и др.).
  24.    Ср. с песней группы "Pep-See" "Парни, музыка, наркотики". Саундтрек к мультам складывается из цитат разного уровня: пародий на отечественные рок-группы, исполняемых непосредственно героями мультов; отрывков из рок-произведений, звучащих из приемника (плейера, музыкального центра); "закадровой" музыки; имен известных музыкантов.
  25.    Т. А. Бернштам, рассматривая "время жизни" молодежи в традиционной крестьянской культуре, показала, что "молодежь существовала не в рамках оппозиции взрослых будни/праздники (за исключением труда), а в специфической временной системе" - игре (Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-начала XX в. Л., 1988. С. 231 и далее.