<<   Муратова М.  Старая дева и стародевичество как культурный концепт

Социальная природа человека обусловливает его поведение и выполнение им определенных норм, продиктованных социумом. Эти нормы могут и не декларироваться открыто. Декларирование может производиться устно или письменно. Контроль за выполнением тех или иных норм может затрагивать разные стороны жизни индивида и осуществляться на разных уровнях. Так, например, в кафе табличка "Не курить!" означает, что в данном месте, в данное время нормой является некурение. Эта норма декларирована в письменном виде в императивной форме. Любой закуривший в данном помещении будет считаться нарушителем нормы, по отношению к которому могут быть приняты различные меры: от простого замечания до изгнания из общественного места.

Помимо негативной оценки со стороны коллектива, выраженной замечанием или не выраженной вслух, нарушитель нормы, скорее всего, получит определенное название, которое будет выделять его из среды "обычных" людей, маркируя его "ненормальность" (не-норма-льность): хулиган, нахал и т. д. (в этом названии, конечно же, будет присутствовать оценка).

Как мы уже говорили, нормы охватывают разные стороны человеческой жизни. В данной работе мы бы хотели поговорить о людях, нарушающих половозрастные нормы. Поясним: в обществе (как традиционном, так и современном) существует ряд устойчивых представлений о том, какое поведение какому возрасту должно соответствовать, что можно и что нельзя делать в определенном возрасте, какой социальный статус какому жизненному периоду индивида должен соответствовать.

Так, человек, не достигший к определенному моменту соответствующего социального статуса и не обладающий характерными для данного статуса свойствами, вызывал неоднозначную реакцию со стороны окружающих.

Итак, в данной работе речь пойдет о категории людей, известных как "старые девы".

Материалом для нашей работы послужили, в основном, экспедиционные записи фольклорного архива Санкт-Петербургского Государственного Университета, сделанные в Вологодской области в период с 1989 по 2001 годы, газетные и журнальные статьи последних двух лет, а также записи разговоров на данную тему и материалы Forum'ов и Chat'ов, из Internet''a.

Хотя, как мы увидим в дальнейшем, отношение к старым девам в традиционной культуре и в современном обществе практически совпадает, нам представляется необходимым разграничивать два этих полюса, поэтому свою работу мы разделили на две части: в одной мы говорим о традиционном обществе, [1] а в другой - о современном.

Однажды, во время экспедиции, в одном из рассказов о "том, как раньше жили" промелькнуло словосочетание "старая дева". Так была названа одна из жительниц деревни. Я не придала этому никакого значения, но некоторое время спустя словосочетание снова появилось в устах уже другой бабушки. Тогда-то я и задалась вопросом: "Почему есть Валя, Маша, Зинаида, председатель, медичка, а есть - старая дева? (далее - СД)" Что это? Прозвище? Ругательство? Оценка?

По моим наблюдениям (к сожалению, это невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, т.к. такая информация обычно не фиксируется), СД, казалось бы, - избыточная информация.

Дак. У меня муж такой был - я под углом. Вот под углом стою. Семь лет я одежды не снимала. Семь лет. Я когда вышла взамуж, первый свекор заболел - год лежал: у него рак, раком умер. Потом евонная старая дева умирает, его, как тебе сказать, его сестра, она мне золовка - 80 лет. Она лежала четыре года недвижима, я ее на... в баню носила... все ухаживала. Она умирает, заболевает свекровь - точно также. Ты можешь представить, семь лет я как в лазарете. [2]

Т. е. можно предположить, что СД - не просто языковая избыточность, а способ выражения отношения к человеку, оценка, а в цепи характеристик - итоговая характеристика, заключение: она такая, такая, такая, - СД.

У соседки-то моей были? У Марии-то Бурениной? Че рассказала она вам? Или полаяла?

...Чуть собака в огород, она уж: "ой, б-ди, кобеля пустили!" Внук в огород - опять орет. Не люблю таких людей. ...всю жизнь в девках.

<А как к таким женщинам относились, ну, которые замуж не вышли?>

А как к ним относиться? Ну, жалели, наверное, а так-то - подозрительно. Значит че-то с ей не так, если не берет никто!  [3]

У разных народов отношение к женщинам, не вышедшим замуж, было приблизительно одинаковым: от боязливо-недоверчивого, с примесью жалости, до откровенно презрительного, что иногда проявлялось даже на языковом уровне: СД получали особое название. Так, например, у хакасов

...по достижении брачного возраста (17-22 года) редко кто не вступал в брак. Незамужнюю девушку примерно с 22-23 лет хакасы называли "чурт айна" ("домашний черт"). [4 ]

А в немецком языке все уменьшительные имена существительные - среднего рода. О маленьких детях немцы говорят "es" и причисляют их к среднему роду; во многих местностях это местоимение употребляют и по отношению к взрослым девицам, но только пока они не выходят замуж.

У русских, согласно словарям, для СД существовало несколько названий (не таких "говорящих", как у хакасов):

Бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери, бобылка или бобылька (ж.) - то же, или бездомная и бедная вдова, одинокая, бесприютная, обыкновенно живущая в людях, по задворкам, или в келейке, не в тягловом, а в келейном порядке, вне селения.

Даль
 

бобылка (бобылиха) - одинокая, не имеющая семьи женщина.

Смоленский сл.
 

векша - одинокая женщина

Архангельский областной словарь
 

вековуша - старая дева; "девка старая, вековушей зовут".

Словарь фразеологизмов и иных устойчивых сочетаний русских говоров Сибири

Возрастные границы статуса (или точнее было бы сказать - недо-статусности, так как "старая дева - ни с бабами, ни с девками"; это промежуточное состояние: уже не... и еще не...) колеблются в зависимости от местности и времени, о котором рассказывают. Так, например, планка брачного возраста ("нормального" времени для вступления в брак) на Юге России ниже (16-20 лет), чем на Севере (19-25лет) - у женщин. В прошлом веке в брак вступали в более раннем возрасте, а в нашем - в более позднем, что связано с рядом объективных причин (большая продолжительность жизни, возможность получить образование и т. д.). В послевоенное время возраст вступления в брак увеличился.

<А когда считалось, что девушка пересидела?>

Пересидела, так, там уж, поди под 30 годов. Я думаю, 25-30. Ведь раньше-то тоже не всех-то брали молоденьких замуж. А ребята-то пучили глаза на молоденьких, все равно, и наша молодость... Старых-то девок... "ой, это старая девка".

... У нас тетка Катя была: "Бисидницы! Просидите 3 года, будет вам по 18 годов, так скажут: "Эти девки-то уж старые". [5]

В традиционном обществе существовало четкое разделение занятий и обязанностей в зависимости от половозрастного и социального статуса индивида (см. работы Т. А. Бернштам). Община устанавливала нормы и строго следила за их выполнением, нарушителей данных норм "наказывали" (обделяли, не давали, не позволяли и т. д.):

Брак у южных алтайцев считался обязательным. Никто не должен был оставаться вне брака. Безбрачные (старые девы и холостяки) обычно не имели своего айила, и положение их в семье было в сущности бесправным. Только женатые (кижилу) и замужние (кижиде) приобретали авторитет и влияние в обществе. [6]

Индивид являлся исполнителем той или иной социальной роли в соответствии со своим возрастом, полом, социальным положением. СД. запрещалось принимать роды, "бабить" могла только женщина, имеющая собственных детей (и, естественно, бывшая замужем). Однако СД. также отводилась некая роль в обществе, это не было бесправное и бесполезное существо. У Барсова в "Причитаниях Северного края" (С. 6-7) встречается следующий текст:

...плач по Димитрии Донском супруги его Евдокии: звери земные на ложи свои идут и птицы небесные к гнездам летят, ты же, Государю, от дому своего не красно отходиши. Кому уподоблюся аз уединенная? Остало бо великого Царя. Старые девы, утешьте меня! Младые же вдовы восплачьте со мною. Вдовья бо беда горчае всех людей.

Возникает вопрос: почему же вдову должны были утешать старые девы? Какая роль отводилась им в обрядовой жизни общины? К сожалению, материалов, способных дать ответ на этот вопрос, не много. Одна из глав книги В. Максимова "Русь бродячая. Христа ради" (раздел "Богомольцы") посвящена одной из подгрупп интересующего нас персонажа - богомолкам:

Обездоленная сиротством и крайнею бедностью, с примесью каких-либо физических недостатков, при нелюдимом и несообщительном характере, а вследствие того, обойденной женихами, девушка находится в деревенском быту в самом безвыходном положении. Если ей ... удалось уберечься от бродячего нищенства, то, несомненно, осталось одно - ... прилипиться ко Христу, сделаться и прослыть "Христовой невестой <...>

Случался в крестьянской семье покойничек, и хотелось "поставить псалтирь" - приходили и кланялись Ненилушке (богомолке)... Круглый год Ненила переходила из избы в избу, справляла сорокоуст... Она мастерски умела на могилках водить "плачки"... Приходила Ненила на погост и могилку, на которой, лежа грудью, билась кручинная вдова по своем муженьке ... Умея во время приладить свои дешевые старушечьи слезы, ... не затруднялась петь и за мужа об умершей жене...

Некоторые из старых дев только за весьма редким исключением ведут скитскую жизнь, т.е. удаляются совершенно от мира и прелестей его, и живут по старой вере. Такие пользуются уважением на селе и называются монахинями. К ним приходят послушать старого церковного писания, приводят к ним порченных и кликуш и старые девы-скитницы читают над ними. [7]

Т. е., по-видимому, существовала подгруппа СД (богомолок или скитниц), которые участвовали в обрядовой практике общины и имели свое собственное место в переходной обрядности, причем только в похоронной (в родильной, как мы уже отмечали, им участвовать не позволялось).

Итак, СД в традиционном обществе, это, как правило, бесправное существо, не обладающее имущественными правами, по сути - маргинал, неполноценный член общества, по отношению к которому коллектив настроен отрицательно, если не сказать враждебно, мотивируя свое отношение наличием в СД какого-либо физического или морального недостатка: некрасивая, злая, с дурным характером и т. д.

Болезнь часто представляет одну из помех к замужеству, но и тут общество совершает над ней свой неумолимый приговор: <Лучше бы уж сдохла замуж пошедши, нежели так-то жить на свете>, говорят бабы. [8]

Однако, у СД есть возможность изменить отношение коллектива к себе, "вписавшись" в обрядовую практику, принося людям пользу.

Отметим, что в традиционном обществе негативная оценка коллектива распространялась не только на СД, а также и на мужчин, не вступивших в брак.

...вступление в брак жестко увязывается учеными с изменением индивидом (группой) его социально - возрастного статуса, который определяет его положение в обществе. Вступление в брак, таким образом, является констатацией перехода известной части коллектива в полновозрастное положение, в результате чего обретаются права полноправных членов общества. Иными словами, брак в таком обществе - это пребывание в одной из социально-возрастных категорий. [9]

Однако, отношение к холостякам было несколько лояльнее, чем к СД. (у нас практически нет примеров, когда бы мужчин осуждали за невступление в брак) и границы брачного возраста были более подвижными ( что очевидно, связано с тем, что у женщин брачный возраст определяется фертильностью), хотя общество их тоже наказывало. Так, например, у уже упоминавшихся нами хакасов

...мужчина мог жениться в любом возрасте, но до женитьбы со стороны взрослых к нему сохранялось отношение как к ребенку, а со стороны детей - как к сверстнику. Он не принимал самостоятельного решения, если были еще живы его отец, дедушка или старшие братья", [10]

или у южноиндийских племен янади:

В их племени нет холостяков, так как жизнь мужчины без жены будет социально неполноценной, он оказывается абсолютно беспомощным во многих вопросах. [11]

В отличие от СД. холостяки не находили себе места в обрядовой жизни общины. Таким образом, общество придает браку и созданию семьи особое значение. Всякий член общества, не вступивший в брак по каким-либо причинам осуждается и считается ущербным. При этом мотивировки негативного отношения могут быть различными. Существует устойчивое представление о том, что у СД с возрастом портится характер. С другой стороны, именно плохой характер является причиной, по которой женщина "осталась в девках". СД - это не только ненормальное явление с точки зрения общины, явление, противоречащее природе, но и оскорбление. Оскорбление очень емкое, включающее в себя различные признаки: и плохой характер, и злость, и неуживчивость, и сварливость и многое другое.

Зрелый возраст, который лучше всего характеризуется созданием семьи. Изменение социальной категории - самое важное, так как влечет за собой, по крайней мере, для одного из супругов, перемену семьи, клана, деревни, племени. [12]

Жениться - это значит перейти из общества детского или юношеского в общество взрослых. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым, разве только болезнь или обещание вступить в монастырь.

СД в современном мире.

В последнее время тема СД бурно обсуждается в печати и на телевидении, вспомним хотя бы программу "Тема", посвященную этому вопросу или программу "Я сама", а также многочисленные журнальные публикации (как, например, "Cosmopolitan" №1, 1997, "Woman", № 4, 1999 и др.), не говоря уже о невероятном количестве тем различных Chat'ов.

Очевидно, что, заявляя данную тему, мы не навязываем никому не существующий в сознании концепт, данный концепт в обществе существует, и нижеследующий пример тому подтверждение:

Мне папа тут звонил. Говорит:

- Как дела? Чем занимаешься?

- Да нормально. На великах с Женькой катались.

- С каким Женькой?

- Не с каким, а с какой. Ну, с моей Женькой.

- А ну-ну! Катайтесь! Две старые девы!

Ты представляешь? Я так обиделась, две недели потом с ним не разговаривала. [13]

Или другой пример:

Людмила звонила. Ну, конечно, у нее все плохо. Мама болеет, у самой все болит. Ну, старая дева и есть старая дева!. [14]

(Этот пример информативнее предыдущего, поскольку из него мы можем вычленить признак, по которому человек может быть отнесен к категории СД, а именно: склонность к жалобам).

Иногда можно услышать следующее:

Вечно оденется, как лахудра, во что-нибудь серенькое, волосы в пучок зачешет. Старая дева! [15]

Итак, убедившись в том, что данный концепт действительно существует и не является искусственно смоделированным, попробуем определить, что же за ним стоит.

- Доктор, скажите мне, пожалуйста, с медицинской точки зрения СД это кто?

- Ну, это, очевидно, биологическая virgo, т. е. женщина, никогда не имевшая половых связей, соответственно, не имеющая детей.

- А возраст?

- Лет 40-45. Но для меня лично СД это женщина, не способная любить. Т. е. даже если женщина и не имела связей, а, например, усыновила ребенка, то такую женщину я СД не назову. Она любить способна. Для меня главный критерий - способность любить. Если она способна любить, то она уже не СД.

У нас есть две дамы, профессорши, доктора наук обе, где-то за 50. Надо сказать удручающее зрелище: так вдвоем и ходят, и пудель у них такой же. [16]

Если мы рассмотрим материалы форумов, в частности, FORUM на сайте Марии Арбатовой, то увидим, что, в общем, все обсуждающие проблему стародевичества делятся на две категории: на людей, резко осуждающих СД, и на защищающих (точнее, - защищающихся).

В современном обществе СД, как это ни странно (так как для Европы брачный возраст женщины 27-28 лет считается совершенно нормальным), называют девушку уже после 22 лет, причем критерием является не наличие штампа в паспорте, а наличие сексуального опыта. Самым распространенным убеждением является убеждение, что если девушка сердится или у нее плохое настроение, то это вызвано сексуальной неудовлетворенностью или как говорят, тем, что "у нее никого нет".

Слушайте, давайте мы ей мужика, что ли, найдем, чего она бесится-то? Точно, нет у нее никого. И не было, наверно, никогда. Ну, сколько ей? Лет 25-26, уж давно пора!". [17]
 

- А он сидел-сидел, ее слушал-слушал, а потом и говорит:

"Знаешь, от чего все твои проблемы? От недое---сти". [18]

Итак, проанализировав все имеющиеся в нашем распоряжении материалы, мы пришли к выводу, что в современном обществе СД - это не имевшая половых связей девушка. Нижней границей статуса является 22 года. В отличие от СД в традиционной культуре, это может быть девушка без физических или моральных изъянов, вполне обеспеченная и самостоятельная, однако, по мнению общества либо слишком высокого мнения о себе, либо с чрезвычайно завышенными требованиями к окружающим.

  1. Термин "традиционное" мы используем применительно к деревенскому населению.
  2. Волог. обл., Вашк. р-н, Ухтомский с/с., Ухтома; зап. от Фадеевой Надежды Юрьевны, 1956 г . р.
  3. Волог. обл., Вашк. р-н, Ухтомский с/с, Ухтома; зап. от О. Я. Макаровой, 1920 г . р.
  4. Кустова Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов". СПб, 2000.
  5. Вологодская обл., Белозерский р-н, п. Лаврово; зап. от Горшковой А. П., 1925 г . р.
  6. Тадина Н. А. Формы заключения брака и ритуальное поведение у алтайцев. ЭО № 4. 1992. С. 57-8.
  7. Добрынкина Е. Старые девы в Муромском уезде. // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета, т. 1, вып. 2. Владимир, 1876. C . 88.
  8. Там же. С. 90.
  9. Бочаров В. В. Антропология возраста. СПб. 2000. С. 69.
  10. Кустова Ю. Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов". СПб, 2000.
  11. Седловская А. Н. Статус женщины-адиваси в контексте модернизации индийского общества. // Гендерные проблемы в этнографии М., 1998.
  12. Ван Геннеп А. Обряды перехода. М, 1999. С. 108.
  13. Из разговора (девушка 24 лет пересказывает беседу с отцом 49 лет).
  14. Из разговора (женщина 53 лет о своей ровеснице).
  15. Из разговора (женщина 53 лет о подруге своей дочери 24 лет).
  16. Из разговора (с врачом - мужчиной, 34 года).
  17. Из разговора (девушки 17-18 лет).
  18. Из разговора (4 курс).