<<   Степанов А.В.  Левухой на опакишу…

(Материалы по знахарству Вологодской области) [1] 

В 2005 и 2006 гг. состоялись фольклорные экспедиции филологического факультета СПбГУ в Сямженском районе Вологодской обл. В 2006 г., при содействии Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, в том же районе была проведена этнографическая экспедиция [2]. Значительное внимание в ходе этих исследований было уделено местным знахарским практикам. Этнографическая экспедиция 2007 г. [3] в Сямженский и соседний с ним Верховажский районы была уже специально посвящена исследованию знахарства и его роли в социокультурном пространстве деревни.

В данной работе представлены материалы, освящающие одну из наиболее характерных местных магических практик — писание «кабалЫ». Это явление достаточно широко распространено на Русском Севере, а также у некоторых соседствующих с русскими финно-угорских народов [4]. «КабалА» представляет собой кусок бересты, на котором «знающий» [5] пишет послание лешему (черту), чтобы найти заблудившегося в лесу человека или скотину; готовую «кабалу» хозяин скотины или родственник потерявшегося человека должен бросить в лесу левой рукой себе за спину – либо через плечо либо движением вниз-назад  (наопашку, левУхой наопакИшу). Предшествующие исследования опираются в основном на информацию, полученную от заказчиков магического акта, т.е. тех, кто обращался к «знающим» за помощью. Отсюда ряд неясностей, связанный с самим актом написания «кабалы» и прежде всего с ее текстовым содержанием — областью «сокровенного знания»: «кабала» пишется в тайне от заказчика, существует запрет заглядывать в нее. В данной публикации приводятся данные, записанные непосредственно от «знающих», что, как можно надеяться, восполнит недостаток информации. По этическим соображениям инициалы и точное место жительства информантов не раскрываются.

1.  <А вот, например, со скотиной что-нибудь неладное — тоже к вам приходят?>

А приходят… Тогда много ведь скотины-то было, дак ведь погонят — отмахнут и не можут день найти, два не можут. Как пойдут, дак на скалке [6] напишу, да бросят, да через сутки придут — сами выбежат…

<Как это – на скалке?>

А как — вот на печном столбе напишешь на скалке, кинешь на улицу и всё.

<Это слова какие-то, что ли?>

Да.

<А кому это пишется?>

Вот — царь лесной. Чтобы не задярживал скотинку, домой бы гонял… «Царь лесной, скотинушку открой, открой, отмахни, домой пригони скоря-я-я!» Три раз проговоришь и бросишь, и прибежат — через сутки, сразу ли прибежат… Три раза вскричать надо и бросить скалку эту. <…>

[На видео зафиксировано, как информантка «пишет» правой рукой углем на бересте, прислонив ее к правому верхнему углу печного лба и производя круговые движения углем попеременно, но бессистемно, направо и налево; во время написания произносит заговор.]

Ну, в общем, я уголь так...

<Берете уголь?>

Начеркаю я чего вот эдак, вот тутока полОжу и черкаю: «Раба Божия Анна, встаю, не благословясь, выхожу, не перекрестясь, не из дверей в двери, не из ворот в ворота, в дремучий лес, в дремучем лесу — царь лесной, царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни, домой пригони скоря-я-я! [интонационно выделяет, растягивает окончание слова]». А там ведь другие и человеков отмахивают... Дак это пишу, да кидают, дак «приходи скоря-я». Вот это-то и пишешь, всё, больше ничего

(А.Д.З., 1913 г.р., неграмотная, Верховажский р-н, Шелотский с/с; зап. О.Г. Хон, А.В. Степанов)
[ФА ПЦ Верх20-8, 20-9; DV07_Vol-Verch_001.avi  видеофрагмент]
 

 «Кабала», написанная А.Д.З. Фото Толмачевой Е.Б.
 

2. <А вот, например, когда скотина терялась, к вам тоже ходили?>

Ходили. Я скалу вот содеру, напишу, что: «Царь лесной…». И им скажу, что я напишу, — только вот так начеркаю, какие статью надо прочитаю, заверну в три эдак, и вот чтобы бросали за левое плечо — вот левой рукой эдак, что в лес. «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони». Вот дойдёт эта весть, и корова придёт домой.

<Как весть дойдет, так и корова придет?>

Да, как весть придёт, и корова придёт <…> [через несколько дней]. А ведь вчера вечером-то приезжали: корову три дня не могли найти, дак не знаю, нашли или нет ли.

<Вы написали им, что ли?>

Я написала кабалу, дак раскинула на картах-то, что жива, выпало: жива, а Бог его знает, жива ли, что ночь уж вот прошла, дак Бог знает.

<Так а кабала – это  что такое?>

А вот, чтобы откинуло. Напишу вот на обратной стороне — надо все левой рукой писать: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони». Она отмахненА наопашку: гонил да вицей махнул эдак, да чего-нибудь сказал, дак…

<Прямо так буквами пишете?>

Нет — ведь это надо царь-лесному, дак надо наопашку всё делать — наопакишу вот туда всё [показывает левой рукой вниз-назад].

<Так а пишете-то буквами, словами?>

Да углём надо: так вот начеркаешь [совершает круговые движения кистью левой руки]: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни, домой пригони».

<И куда ее девать?>

А там в три такие березовые, ну, кора берёзовая, дак на корке на берёзовой написать, да в сторону бросить наопашку эдак, где — на поскотине [7] надо кидать, где ходят, дак чтобы пригонило. <…> Hаопакишу… Это называется «опакишка» — вот эдак.

<Левой рукой, да?>

Левой рукой.

<Так, а может, вы покажете, как это так вы делаете?>

Как покажешь — а я вот и скажу, что вот так: начеркаю да и всё — вот хоть как, как на бумажке [показывает на трех бумажках], оторвёшь вот скалку, что вот я на три сделала вот эдак, вот и написала углём вот эдак, завернула <нрзб.> — не все три, по одной всё.

<То есть три отдельно?>

Все отдельно — в разные места надо кидать: подъедешь, дак, грит, тут брось, да тут брось…

<А в какие надо места?>

А в какие, вот где поскотина ихняя, дак там, где коровы ходят.

<В заворе там, где?>

В заворе [8]  да и туда еще, пока едешь, дак пО лесу ходят, дак…Опущены пО лесу были, дак. <…> Надо за левое плечо вот так бросить [показывает левой рукой вниз-назад] и не смотреть, куда она улетела, и домой идти сразу. В лесу ведь есть и люди заблужаются.

<Это вот на всех трех надо написать?>

На всех. <…>

<А когда бросать, надо говорить что-то?>

Надо, я ведь тоже их учу, что вот: «Царь лесной, коровушку открой, открой, отмахни и домой пригони».

<То же самое — вот как пишете, так и сказать надо?>

Да, да

(М.Д.С., 1919 г.р., образование 4 класса, Верховажский р-н, Шелотский с/с, младшая сестра А.Д.З.; зап. О.С. Витковская, А.В. Степанов)
[ФА ПЦ Верх20-3, 20-6].

3. <А вот как-то говорят, что есть бабушки, которые кабалу пишут?>

И я напишу. Напишу, так завтра сбежите. <…>

<А кто вас научил кабалу писать?>

А вот эта А…-то.

<Ее пишут, только когда скотина теряется?>

Так а потеряется, пишут.

<А что надо делать, вот потерялся скот?>

Ну, так вот потерялся скот: «Царь лесной, открой. Царь лесной, открой и пригони раба Божьего, например, Валентина, быстрее домой».

<Это на чем пишут?>

На скале углём. Вот, у соседей стояли, а они не видели. Они бегали далеко до С…во, нигде телёнка нет. Приходят, вот рядом, приходят: «Мань, всё чисто прошли, не могли телёнка найти». А я сходила, стала кабалу-то писать, а он ведь рядом у дома. Я написала кабалу: «Иди сейчас, найдёшь». Она пришла — нашли. Так, а когда кабалу-то пишешь, вот если говоришь, углём-то пишешь, хорошо так говорится, всё запомнится, значит, он живой и не далеко. А вот если там: «Царь лесн-о-ой» — вот это уж он будет неживой, и то долго не найдешь. А как сразу проговоришь, значит недалеко.

<А потом чего?>

Свернёшь и наопашку бросишь.

<Это левой рукой?>

Любой.

<Это хозяева должны сделать?>

Да.

<А где, на улице?>

На росстанях.

<А ведь не все умеют писать, а почему вы? Пошли к ней, у вас скотина, что ли, потерялась?>

В Пасху раз я выпустила телёнка, коров-то угонила, а телёнка выпустила в сад. Были раньше этакие заборы, тын был. Он в тын-то залез и убежал. Был там посёлок большой, за 6 килОметров, бежал по этой трассе. Я пришла к бабке-то и говорю: «Бабка, убежал телёнок». – «Так иди по большой дороге, так встретишь». Я пошла по дороге-то, его и встретила. Вот, она меня тогда и научила. Это М…-то мать-то. Она хотела-то меня ещё научить дедушком-соседушком ворожить. Я не согласилась
(М.П.З., 1923 г.р., Верховажский р-н, Шелотский с/с; зап. Е.Б. Толмачёва, Е.А. Платонова) [ФА ПЦ Верх20-19].
 


«Кабала», написанная М.П.З. (пишет на столе). Фото Толмачевой Е.Б.
 

4. <А вот, я слышала, еще со скотом можно как-то — если потеряется там, например?..>

 А, канбалу-то писать-то?                                  

<Ну, да, да, да, я слышала…>

Дак это, это нехитро писать-то.                     

<Нехитро? Это вы писали?>

Хе, да, писала.

<Да вы что? А не помните как?>

А как: надо взять скалку да уголёк, дак этого только: «Царь земной, зверь лесной, вот корову — на корову если — коровушку открой вот у рабы такой-то, вот такой-то масти». И… и то не писать надо, а вот так начеркать только угольком-то на скалке-то да вот бросить на росстАни дорог…

<А в какое время нужно кидать?>

А всё равно когда — пойдёшь искать корову, дак до росстauней дойдёшь, бросишь, и она… А это что: «Коровушку открой, открой-приведи, домой пригони» — написать надо, дак и прибежат: корова прибежит или там овцы, чего ли… Наопакишу только выбросить-то надо — левой рукой эту скалочку.

<А это вы писали, если у вас терялась, или к вам обращались тоже?>

А сама я — корова, бывало, убежала, а не могли найти, дак… <…> Скалочку возьмешь — скалку надо только да уголёк, дак вот эдак вот — не писать, а вот эдак вот только да приговаривать вот, что: «Царь земной, зверь лесной -- вот, ну, тамока — коровушку или овец ли было, дак — коровушку открой, вот — масть какая: красная или черно-пестрая ли — для рабы Божьей, вот хоть меня ли, тебя ли, вот открой, пригони… открой, приведи, домой пригони». И всё. А кабала-то — вот только эдак вот почеркаешь угольком-то да и всё, завернёшь в трубочку да левой рукой наопакишу бросишь да и всё на росстАнях дорог.

<А на любые росстани?>

На любые — вот три дороги где, дак в ту сторону да в эту сторону, дак тут у нас можно кидать на росстАнях-то.

<А если увидит кто?>

Да ведь кто увидит — ничего не увидят, а увидят — тут бросила, кто знает чего…

<Ага, никто не знает что…>

А не надо говорить никому

(М.Ф.О., 1927 г.р., Верховажский р-н, Шелотский с/с; зап. О.В. Вад)
[ФА ПЦ Верх20-22].
 

 «Кабала», написанная М.Ф.О. (пишет на столе). Написана на внешней стороне бересты (по свидетельству информантки нет принципиальной разницы, на какой стороне писать), поэтому начертания фактически не видны. Фото Толмачевой Е.Б.
 

 «Знающая» пишет «кабалу». Фото Вад О.В.
 

5. [М.И.М. (1922 г.р., Сямженский р-н, Коробицинский с/с) пишет «кабалу» левой рукой углем на бересте справа налево, положив бересту на шесток печи: «Черт-кабала, отдай [имярeк]» (пишет ли она словами или «каракулями», осталось непонятным). Готовую «кабалу» заказчик должен бросить в поскотине левой рукой «наопашку». При этом возле первой увиденной ели надо воткнуть для черта палку с намотанной на нее куделью (зап. А.В. Степанов)]

[ФА ПЦ Сям20-242].

Итак, как показывают материалы, «кабала» в исследованном регионе пишется «псевдознаками», вербальная же составляющая выглядит своеобразным «вговариванием» текста в графические начертания [9]. Повторение заговора в момент бросания «кабалы» предстает свого рода его развертыванием в пространстве. Отметим, что наши информанты из «клиентов» [10] «знающих» часто сообщали нам тексты, сопровождающие бросание, но, за редкими исключениями, не могли сказать, что же написано в «кабале» [11]. Таким образом, налицо одновременная закрытость и открытость — в зависимости от ситуации и того, кто ее реализует, — одного и того же текста. «Псевдознаковость» текста может быть своеобразным кодом: сверхъестественному адресату нужен особый, «нечеловеческий» язык. Описываемая магическая процедура в целом являет нам не очень часто встречаемый в традиционной культуре пример дистанционной коммуникации, обусловленной наличием пространственно-временного разрыва между акторами [12]. Береста с написанным на ней текстом является техническим средством доставки информации, необходимым при данном типе коммуникации.

Несложно заметить значительную схожесть «стиля» шелотских «знающих», что обусловлено как региональной спецификой, так и единством источника магического знания: первая и вторая информантки являются родными сестрами, получившими «знание» от матери, от нее же его переняла и третья «знающая» (ее техника отличается от остальных манерой начертания знаков, но резонно предположить в данном случае некоторую «свободу творчества»). Все тексты в большой степени однотипны. Наиболее развернут текст первой, самой старшей «знающей», отличающийся от остальных наличием зачина, типологически относящего его к «черным» заговорам. Особенность второй «знающей» писать «кабалу» на трех кусках бересты является, по всей видимости, своеобразной производной от обычая троекратного произнесения заговоров (или даже его усилением: три раза написать — три раза бросить — три раза сказать). Обращает на себя внимание и гадание, сопутствующее написанию «кабалы»: у второй «знающей» — на картах, у третьей — посредством самого произнесения заговора. Здесь перед нами взаимодополнение двух форм магического контакта: узнать расположение сверхъестественного адресата + повлиять на него активно [13]. Также можно отметить и элементы размывания традиции: возможность писать или бросать «кабалу» правой рукой, возможность писать ее не у печи (поскольку и печь, и «левое» являются характерными медиаторами между человеческим и метафизическим мирами). Определенные отличия (при многих тождественных чертах) имеются в данных, полученных от «знающей» из соседнего Сямженского района: это касается текста заговора («кабалой» называется не только само послание, но и его адресат), а также дополнительного элемента — палки и кудели (некоего «относа» лешему-черту). Последнее является региональной особенностью. Например, другая «знающая» из того же региона (Е.И.Л., 1927 г.р.) «кабалу» не писала, но делала в аналогичных ситуациях для лешего куклу (чучело) из тряпки или соломы, которую надо было отнести в лес со словами: «Черт, черт, вот тебе кукла, ты играй, а животину мою отдай» [ФА СПбГУ Сям20-44, 20-221].

  1. Степанов А.В. «Левухой на опакишу…» (Материалы по знахарству Вологодской области). // Живая старина. 2009. №1. С. 16 – 18.
  2. Осуществлена при поддержке гранта РГНФ № 06-01-18042е.
  3. Осуществлена при поддержке гранта РГНФ № 07-01-18060е.
  4. См.: Белова О.В. Как в деревне Арзубиха «кабалу» писали // Язык культуры: семантика и грамматика. М., 2004. С.  183 – 189 (Данные, приводимые в этой работе, касаются соседнего с Сямженским Харовского района.), Сайфиева А.Ю., Степанов А.В. «Леший-черт, отдай мою животину» (Материалы по демонологии Сямженского района Вологодской области) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. Вып. 7. СПб., 2007. С. 7 – 24; Теплоухов Ф.А. «Кабала» или прошение лесному царю (из пермяцких суеверий) // Пермский край. Т. 3. Пермь, 1895. С. 291—299 (Работа также интересна своим иллюстративным материалом).
  5. В статье используется номинация магических специалистов наиболее часто встречаемая в исследованном регионе; другие варианты:  «знающие люди» или те, кто «знает»; именования «знахарь» или «колдун» встречаются сравнительно редко, но  деятельность «знающих» зачастую именуется как «знахарство» или «колдовство».
  6. Скалка, скала – береста.
  7. Поскотина – огороженное жердями место выпаса скота.
  8. Завор – ворота в поскотину.
  9. О вариантах с текстовым содержанием «кабалы» см.: Сайфиева А.Ю., Степанов А.В. Указ. соч. С. 20; Теплоухов Ф.А. Указ. соч. С. 299,  табл. III, рис. 2.
  10. Две первые «знающие», наиболее активно практикующие, иногда сами называют своих посетителей клиентами.
  11. См.: Сайфиева А.Ю., Степанов А.В. Указ. соч. С. 18 – 19.
  12. См.: Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994. С. 116 – 119.
  13. См. об этом: Сайфиева А.Ю., Степанов А.В. Указ. соч. С. 18.


Сокращения

  • ФА ПЦ – фольклорный архив «Пропповского центра»
  • ФА СПбГУ – фольклорный архив СПбГУ
  • (Верх – Верховажское собрание, Сям – Сямженское собрание)