<<   Алимова О. И.  Праздничная миграция

Летом 2002 года фольклорной экспедицией из Санкт-Петербургского Государственного университета производился опрос в Роксомском сельсовете Вашкинского района Вологодской области среди населения следующих деревень: Здыхально, Конево, Березник, Сальниково, Парфеново, Тимино, Никольская, Мянда, Якунино, Сухоежино.

Полученные от информантов сведения определено подтверждают высказывание местной жительницы М. В. Ксенофонтовой (1927, д. Березник): «А праздники здесь у нас кругом деревни, дак в каждой деревне в году-то праздник был».

Действительно, по нашим наблюдениям, в этой местности праздники бывают часто, и ниже мы скажем о следующих из них: Хролов день, Семя(е)нов день, Егорьев день, Троица, Ильин день, Никола, Спасов день.

Но, прежде чем приступить к рассмотрению этих праздников, следует упомянуть о высказанном Марией Герасимовной Епишиной (1928, д. Тимино) мнении о разделении праздников на «пивные» и «господние»: «Пивные… А раньше пиво варили на пшенах…<...> Вот Хролы да Лавры, Петры да Павлы. Вот это пивные. <...> Ну видно уж, не Господом Богом даны. <...>Дак эти… какие-то выше еще Бога были люди, еще выше Бога, может быть, были люди. Вот, они имена тут даны. А имена… каждому празднику». Следовательно, в народном сознании есть подразделение праздников на те, которые названы по имени какого-либо святого и те, которые связаны с именем Господним, например, Пасха, как говорит выше упомянутая информантка. Но это деление не один из других информантов не подтвердил. Так же не было подтверждено то, что это праздники носили обетный характер.

Каждый праздник отмечался в определенной деревне. И та деревня, в которой справлялся данный праздник, тщательно готовилась к приходу гостей, потому как собирались люди с разных деревень. Было также и разделение на то, кто, где и как празднует. Так, например, «молодяж(ш)ка» всегда гуляла вне дома, а старшее поколение — дома. Об этом нам говорили многие из информантов. Е. А. Торгованова (1914, д. Сухоежино) говорит о том, что в доме праздновали не все: «Молодeжи не было, одни старики сидят», молодежи же праздновать дома со всеми можно было «после армии. Когда уж 25-26…».

Праздничный стол, по словам Е.  А. Торговановой, выглядел так: «На праздники что готовили… Первое — студень, потом суп, это, сразу сядут, пиво пьют, пироги с рыбой, студень. А потом — обед, вот приносят первым долгом суп, потом жарениной называли — такие ладки с жарениной называли — вот несут пшeнную жаренину, несут яишневой крупы — всe это жаренину носят, ну, небольшая — по две ложки хлебнeм. Несут потом олашки, блины да олашки, потом саломаты, потом яичницу — самое последнее». На праздники варили пиво. Т. М. Сергеева рассказывала о его приготовлении: «В горшках ставили, с отверстием, в которое вставляли палочку, вокруг — тестом, клали солод. Метлу [надо] из ржаной соломы [палочка, упомянутая выше], чтобы через нее процеживалось сусло. Затем закроют и поставят в печку, потом вытащат, подождут пока сусло стечет и положат чуточку дрожжей, хмель, а дальше эта масса бродит 2-3 дня».

Как же происходило праздничное хождение «молодяж(ш)ки»? По рассказам информантов раньше существовало три местности, которые именовались как: Роксома, Шубач, Вашпан. В первую местность входили следующие деревни: Якунино, Сухоежино, Васютино, Тимино, Парфеново, Сальниково, Никольская, Вьюшино, Ильинское, Мыс, Сафроново, Мянда. Во вторую: Березник, Конево, Здыхально. И в третью: Веселая и Иконниково. Суть самого «хождения» заключалась в том, что молодое поколение ходило из деревни в деревню на празднование очередного праздника, обычно это сопровождалось гуляниями, выпиванием домашнего пива (из сведений, полученных от Е. А. Торговановой: «А вот пиво пили — такие вот большие ковшики с двумя ручками. И наливает-то, интересно вот, это, пиво, в кастрюлю нальeт и всем обносит. И вот это все пьют. Каждый попьeт и другому передаeт». ) и даже кулачными потасовками, а также плясками и песнями (П. А. Городничина говорила о том, что на праздниках всегда «пляшут, песни поют, гармонист играет»).

В первой выше нами указанной местности справляли следующие праздники: Хролов день, Семянов день, Егорьев день, Ильин день и Троицу (об этом говорит нам и П. А. Городничина: «Вот самый праздник — это Семянов день, Хролов день — это в Роксоме — и Троица. Это три праздника в Роксоме» ).

Ф(Х)ролов день праздновался 3 дня (с 31 августа по 2 сентября), по информации, полученной нами от Т.  М. Сергеевой (д. Поселок), Л. Г. Полижаевой (1931) и др. В первый день (31 августа) в деревнях: Никольская, Тимино, Парфеново, Сальниково, Мыс; на второй день (1-го сентября) в: Сухоежино, Васютино, Алферовская, Семяновская; а на третий день (2-го сентября) — в Якунино. О этом же празднике говорят и жители других деревень, которые в молодости участвовали в «хождениях». Так, например, П. А. Городничина (1928, д.  Березник): «А Хролов день — в Роксоме — осень, большой праздник. Раньше гулянье было — от самой вот… от моста и туда, далeко. Называлось это место дорога — широкая. Раньше ведь дороги хорошие были. Дак гулянье, народу сколько…».

Семя(е)нов день праздновался (по сведениям, полученным от Т.  М. Сергеевой) 2 дня (14-15 сентября) в деревнях, которые находятся за Роксомским озером: Колосово, Вьюшино, Янино, Сафроново, хутор Ильинское. Первый день проходил в Вьюшино, второй в: Сафроново, Мянда. П. А. Городничина так рассказывает об этом празднике: «Семeнов день тоже в Роксоме, только вот где озеро стоит: вот это Парфeново, а там — через озеро. Там тоже были деревнюшечки, небольшие: вот 8 домиков да по 10 домов… — дак много там деревень кругом было. А сейчас нету этих домиков, уже не жили… Вот это там. Вот у меня, например, мама оттуда, дак мы всe время этот Семянов день ездили на лошаде: вот папа мой, это ещe до войны мы были вот такие, небольшие. Дак это лошадь запрягeм и поедем туда в гости — к ночи, туда. Там дедушка и бабушка, у мамы два брата было в той деревне. Та деревня — кто назовeт Хутор, а так-то Ильинская деревня была. А сейчас там один домик стоит…» Из этой цитаты следует, что и взрослые на праздниках совершали своеобразное хождение, таким образом навещая еще и родственников.

Егорьев день праздновался 9 декабря и 6 мая. Гуляний не было, были беседы (по сведениям, полученным от Т. М. Сергеевой), которые были в деревнях Сухоежино и Парфеново. Так, Е. А. Торгованова (1914, д. Сухоежино) рассказывает: «Соберeмся, вот три беседы было: большая беседа — это девкам было по 18 — по 20 лет — это все соберутся ровесники, беседа была. Потом 15-16 — беседы на два года помладше, а потом уже, вот я в третью беседу ходила, уже мне было годов 13-14. А ребята ходили откуда хочут, какие хочут, со всей области. И гармонья у нас, и пляшем, и песни поeм, и прядeм».

Ильин день праздновался (от Т. М. Сергеевой) 2-го августа вечером в деревне Тимино в месте, называемой Погорелкой (П. А. Городничина: «Нет, как вот это Роксома-деревня кончается, и вот это место. Ну, сейчас вот этот берег — раньше такой широкий был, от озера вот эту дорогу всю размыло. Раньше большой луг тут был, была кузница большая, кузнецы: ковать лошадям подковы… А теперь уж дорога у самого озера, а раньше далeко было» ). «Собиралась в этот день не только „молодяж(ш)ка“, но и взрослые. Взрослые наблюдали за парочками» (Т. М. Сергеева).

Троица праздновалась по всей Роксоме (от Т. М. Сергеевой) на лугу между деревнями Алферовская и Семяновская.

Скоро, скоро Троица -
Все березки строятся,
Скоро милого увижу -
Сердце успокоится.
(Мылова Галина Алексеевна (1932)).

«Особенно торжественно проходила Троица. Парни и девчата шли за березками. Их устанавливали перед окнами по пять штук. К Троице в каждой избе заранее в ростивах (в веках) проращивали рожь, затем томили ее в печи, сушили, а затем мололи в жерновах. Их полученного таким образом солода варили в пивных горшках пиво Утром по всей деревне слышались запахи пирогов, хозяйки доставали их из печи. На Троицу приезжали и приходили гости из окрестных деревень, Череповца. Где праздник — там и гармошка: то в одном конце деревни, то в другом» [1].

Второй же день после Троицы, именуемый Духовым днем, праздновался в Шубаче (в области, выше уже упомянутой), а именно в деревне Конево: «Духов день — это когда Троица, на второй день Троицы всегда. Троица не в одно число бывает, а в разные. 23-го — Троица, а 24-го…» (от А. Ф. Городничины).

Николаев (Никола) день праздновался в деревне Березник 22 мая и 19 декабря.

«Да, вот у нас праздник самый хороший — Никола, 22 мая. Дак, вот бывает, что и грязно на улице, сыро ещe, дак вот это гулянье как пройдeт, дак на второй день так дорогу всю утропают, дак прямо не знаю! Пляшут, песни поют, гармонист играет.<...> дак гости вот издалeка приходят, у нас в Роксоме много родни было, из Конeво придут — ну, с Конeва-то погостят и уходят. А с Роксомы приходят к нам к ночи, вот с обеда уже собирают стол, а потом они ночевают и на второй день даже гармонь. Не только родственники, и из знакомых, соседи собираются. Дак вот наугощаются и пляску-то устроят!» (от П. А. Городничиной).

В третьей области, в Вашпане наша группа еще не была и поэтому не разговаривала с его населением, но информанты из Шубача и Роксомы сообщили о том, что в Вашпане праздновался еще один важный праздник, именуемый Спасовым днем (19-го августа): «в Вашпане так — Спасов день, 19-го августа» (от А. Ф. Городничины); «В Вашпане еще не прошел праздник. Спасов день называется». Ходили отовсюду «и из Шубыча тоже» (от М. В. Ксенофонтовой) Что происходило на этом празднике, информанты поведать нам не смогли, кроме как того, что происходило гуляние, как и на всех других праздниках.

Из материала, полученного в данной экспедиции, можно понять, что праздник в русской культуре был важным элементом общения людей между собой, проживающих в разных деревнях: «В гости к друг дружке ходили. В Троицу ходили. В Николу к нам приходили. То зимняя Никола — 19-го декабря. То к нам ходили, а мы 9-го декабря ходили в Роксому» (от А. Ф. Городничиной). Также весьма интересным представляется исторически сложившееся, если так можно выразиться, разделение праздников по трем местностям. Существует и подразделение праздников на чужие и свои: это значит, что Спасов день отмечается всегда в Вашпане, и все ходят праздновать к ним, — следовательно именно Вашпан готовится к приходу гостей на Спаса, то же в других деревнях происходит с прочими праздниками.

Следует также отметить, что праздники в народном сознании давно уже утеряли прежнюю идеологическую и религиозную связь со своими истоками, и в современной жизни остались практически номинальными, не несущими былой идеологической нагрузки. Так, старые религиозные обычаи, неприемлемые в день того или иного праздника, ныне отошли в прошлое и сегодня устойчивым осталось лишь деление на две возрастные группы: первая — «молодяж(ш)ка», а вторая — старшее поколение. Первая группа, как и было сказано выше, всегда гуляла на праздниках вне дома (главной целью было для них общение с своими сверстниками из других деревень, знакомство с лицами противоположного пола), вторая же — устраивала празднество дома, с приготовлением пищи и приемом родственников из других деревень.

Пространство эти две возрастные группы также делили по-разному. Зимой «молодяж(ш)ка» собиралась на беседы, о которых было сказано раньше, а старшее поколение — дома, за столом (именно старшее поколение всегда готовило еду, пиво). Летом действие празднества для «молодеж(ш)ки» происходило в поле или на мосту, о чем свидетельствует следующая цитата: «А вот Троица там вот на игровом Лугу была гулянка. <...> Поле, Игровое поле, там это и гулянка была. Народу… отовсюду найдет, дак хоть по головам ходи» (Г. А. Мылова (1932)). Для старшего поколения местом празднования был опять же дом.

  1. Леонтьев Н. Что в имени тебе моем? Вологда, 2000.