<<   Каретникова А. С.  Самоходкой вышла…

Во время летней фольклорной экспедиции Санкт-Петербургского Государственного университета, ежегодно проходящей в Вологодской области, было сделано около сорока записей о том, как люди играют свадьбы сейчас, и как играли раньше. Чаще всего информанты отмечали, что сейчас всe совсем по-другому, что «раньше лучше было и правильней», но, тем не менее, вспоминают, как где-то видели или участвовали в «правильной свадьбе».

Однако было несколько текстов, среди записанных в 2002 году и ранее, в которых говорилось о совершенно иной, по сравнению с традиционной свадьбой, форме заключения брачного соглашения. Например, текст начинается с «Не по солидному выходила я» (Вологодская обл., Вашкинский р-он, Покровский с/с, д. Калитино, Сафонова О. А.). Это значит, что не было ни сватовства, ни девичника, ничего такого, что в традиционной культуре понимается под свадебным обрядом. А было что-то иное. Это чаще всего и называется «самоходкой выходила».

В этнодиалектном словаре о духовной культуре северного Белозерья в словарной статье «Свадьба» читаем: «Традиционная свадьба — сложный ритуальный комплекс, включавший в себя многочисленные религиозно-магические церемонии, обряды и народно-правовые установления, которые должны были обеспечить новобрачным и окружающим их людям благополучное существование в будущем и закрепить факт брака в сознании общинного коллектива. В силу своей ритуализованности свадьба представляла собой строго регламентированное действо, проводившееся по определeнным правилам, с чeтким соблюдением порядка свадебных этапов» [1]. В этом же словаре далее читаем: «В конце XIX — начале XX века на Русском Севере существовало два типа заключения браков: традиционный, со сватовством, с соблюдением всех свадебных правил, и свадьба "убeгом", "уводом", "самоходкой", когда молодые вступали в брак без согласия родителей, часто вообще без их ведома. При "самоходке" свадьбы в обычном понимании как праздника, торжества — обычно не было, и после того, как парень уводил девушку в свой дом, всe заканчивалось через неделю или через две (а то и раньше) примирением с родителями невесты» [2].

Изменение социального статуса девушки, еe превращение в замужнюю женщину, как видно из приведeнных цитат, могло происходить по двум сценариям. Но интересно, что и в случае ухода самоходкой можно выделить, по крайней мере, четыре возможных сценария, по которым развeртывается действие. В электронном архиве кафедры фольклора в СПбГУ удалось найти 17 текстов, описывающих эту ситуацию. Но и этих 17-ти текстов оказалось достаточно для того, чтобы выделить 4 группы, описывающие каждая отдельную ситуацию, отдельный сценарий поведения.

1. Самая обширная (Восемь текстов). Парень понравившуюся девушку силой уводил или увозил с беседы. Она идти не хотела. В увозе мог помогать ещe один парень. Приводили в чужой дом. Тем временем в доме, да и в деревне девушки уже узнавали, что еe самоходкой такой-то увeз. Родственники могли поехать забрать девушку. Но она оставалась, так как парень угрожал убить еe. Через два, три дня уже муж и жена приходили на поклон, на мировую к родителям. Те, конечно, прощали. Это чаще всего называлось «самоходкой увeл».

2. (Четыре текста) Если девушка согласна, а родители еe против, то между парнем и девушкой происходил договор заранее, когда и как он еe увозит. «Договорились заранее, где подведeт, где подтащит, где подойду» (Вологодская обл, Вашкинский р-он, д. Мыс, Мурашева Л. М.). Уже после молодые шли на мировую, их прощали, потом уже устраивали свадьбу, праздничный стол. Это называлось «самоходкой ушла».

3. (Три текста) Если родители не возражают, но материальное положение не позволяет широко справлять свадьбу. Здесь парень и девушка сами решают, что распишутся. Называют «самоходкой выходила». Такие случаи были особенно распространены после войны.

4. (Два текста) Неудачный вариант. После того, как ушла самоходкой или увeл, девушка возвращается обратно.

Самоходкой идти ходко,
А к утру раннему домой.
Вот те, мама, самоходочка:
Прогнал мужик домой.

Дома еe, конечно, принимали: «Пришла, так чего? Куды еe девать?». Могло быть и так, что девушка сбегала из дома парня, но если она была уже оклеветана, то к ней было иное отношение. «Я от него ушла. Я домой пришла, а мама узнала, что ушла за его. Да как меня ругать-то, что "он тебя использовал, да он тебя прогнал". У-у, мама у меня. Неделю жила, дак мама что делала! У ей рот не затыкался: "Опозорила нас топерь всех"» (Вологодская обл., Белозерский р-он, Панинский с/с, д. Борок, Бобкичева Н. В.)

Интересным представляется и то, что большинство опрошенных нами людей выходили замуж именно так, хотя и говорили, что такая форма заключения брака неправильна. Но в то же время, она существовала как альтернативная, к которой прибегали в случае необходимости. Таким образом, получается, что даже отклонение от нормы само оказывается нормой и как-то регламентируется.

  1.   Морозов И.А., Слепцова И.С., Островский Е.Б., Смольников С.Н., Минюхина Е.А. Духовная культура северного белозерья: этнодиалектный словарь. М.,1997. С.321.
  2.   Там же.