<<   Семёнова А. С.  О «молодых вдовушках» и «духовной силе солдатских вдов»: солдатские вдовы по рассказам деревенских жителей и в официальной версии

Речь пойдет о деревенских женщинах, овдовевших во вторую мировую войну. В основном я буду опираться на материал[1] экспедиций в Мезенский р-н Архангельской области 2007 и 2008 гг. Кроме того, будет привлечен материал из Сямженского р-на Вологодской области[2].

В экспедиции 2008 г. в д.Азаполье я часто говорила с информантами о вдовах. Мой интерес был вызван интервью, записанным в 2007 г. в д.Кимжа. Приведу значимый для данной работы фрагмент:

…вдовы, конечно, собирались, да пели<…> вот там, где Клавдея вот живёт…всё… бабы собирались... мужа дак убили<…>по праздникам они только собиралися. Вот чайку напьются…и сидят, тоже с горя<…>по сколько соберутся, ну раз по пять-то человек соберётся у их<…>У кого мужья пришли, а у кого нету, дак обидно.

<Они только вдовы, да?>

Да-да-да <…> У каждого своя шайка…»[3]

Свидетельство о такой практике получило подтверждения, правда, не многочисленные.  Практически в каждом азапольском интервью прозвучал вопрос, собирались ли вдовы отдельно от  всех.

Не в клуб, а, скажем, ко мне они придут вот вечером посидеть. < …>

< Но к вам-то не ходили вдовы? >

Нет-нет-нет, к нам-то че пойдут.

<То есть они друг к другу? >

Да. Они сами собой если когда[4].

 

А.И.: Нет, у нас ходили все в клуб.

Ф.Я.: Все вместе гуляли, вся деревня. Все вместе – кто плачет, кто поет, кто что. У кого вот вишь, не пришел[5].

<А друг с другом они как-то вместе собирались?>

Вдовы-ти? Как не собирались!

<В клубе, да?>

Да, в клубе…»[6]

 

«Приходили ранены-ти тоже… дак их всё приглашали… Вечера устраивали-то потом после, уж война-то кончилась дак…

<А кто вдов собирал?>
А они сами, никто их не собирал. Сами тоже тут, наверно, сговорятся, да и всё<…>

…вот дом теперь, где почта-то. Дак в том доме всё наверху, всё собирали.… Не знаю, кто тут их собирал…Были руководители-ти ведь каки ле…Праздновали тоже, кажный праздник отмечали они…Особенно День Победы дак». [7] [8] 

В нескольких случаях информанты предполагали, что вдовы могли собираться, но ссылались на незнание. При этом все информанты единодушны в утверждении, что после войны вдов в деревне было очень много. Называется число погибших из д.Азаполье – около 100, как об этом гласит азапольский мемориал, стоящий на самом высоком месте в деревне.

Среди наших информантов не было солдатских вдов, в основном это поколение 1930-х гг. и моложе[9].

Записано достаточно много рассказов о солдатских вдовах (всего около 15 интервью). Приблизительно половина интервью – о вдовах, которых я буду называть «честнЫми»[10] - то есть о тех, кто не вышел повторно замуж и растил детей. Столько же – о «молодых»[11] вдовах – потенциально готовых снова вступить в брак[12].

Из этих рассказов вырисовывается два варианта сценария жизни женщины после получения похоронки – или она остается вдовой и растит детей, или она каким-то образом устраивает свою личную жизнь.

«Честные» вдовы:

«никуда взамуж не выходили», «детей ростили своих»[13]; «надо было детей кормить да поднимать»[14].

«Молодые» вдовы:

«У нас отец был очень интересный. И за ним бегали. Ну, от войны-то  вдов-то осталось много. У него было в одной Жукове было две подруги». <…> Ну, без мужей жили, дык, они сами  ползли к  нему, ну а он не против[15].

«…мама…, когда отца убили, годов пять не выходила никуда. Потом…к ей свататься стали, она говорит: "Надо у девки спросить" <…>с тридцати шести - восьми годов!"<...> Вышла, она вот с этим дедушкой долго жила.
<…> я потом пришла: "…Выходи, ведь ты молода, зачем ты, живи, детей у вас щас не будет". Вот она вышла, они долго жили, годов двадцать жили, наверно, будет. Он тоже вдовец, у него жену посадили в тюрьму».[16]

«Остались вдовы в 20, да в 22 года, дак чего вы хотите? Конечно, понарожено было.

<…> Они же молодые все были женщины. Я вот, например, да нисколечко их не осуждаю, что они родили там по ребенку. Причем от двух мужиков по всей деревне. Все дети были похожи. И сейчас похожи друг на друга.[17]

<А если молодая вдова? Она не ходит на вечёрки?>

<…> правда, ходила. У ей муж на войне погиб. Она ещё стоко с молодёжью ходила…У ей девочка была – умерла. <…> Она ещё, знаешь, с одним с парнем ходила. С молодым. Но он её, конечно, не взял. <…>Но она всё-таки вышла потом замуж<…>Не за молодого, за ровню»[18].

Из частушки:

Дай ты, господи, с небес

Бури-непогодушки

Всех ребят избаловали

Молодые вдовушки[19].

Эти жизненные сценарии я считаю возможным сопоставить с тем, что говорится о вдовах в фольклорной лирике. При этом т.н. «вдовьи»[20] песни будут говорить о вдовстве с внутренней точки зрения (примечательно, что собственно слова «вдова» в них нет), а песни, в которых  так или иначе фигурирует такой персонаж как вдова,  можно интерпретировать как дающие внешнюю точку зрения на вдовство.

В лирике вдова также имеет выбор: вдовство или повторный брак.

«Вдовьи» песни:

<А песни, которые поют, ну вот, вдовы…>

А вот эти поют песни, «Сяду на лавочку» раньше всё бабы  пели. Вот на  концерт пойдёте, дак увидите.[21]

В д.Азаполье на Петров день, за праздничным столом, нам спели «Пускай люди смеются»[22]. Исполнители называют ее «вдовьей».

«Я… замещала … худрука…собрали мы вдов солдатских, посадили их<…> И там сами посидели, выпили и сами, мол, «давайте петь по заявкам по вашим, вместе споем».

<…>Только вдовы были. И тут одна…Настасья Николаевна, уже старая, она уже старая, у ней муж, у ней муж погиб на войне. Она запевала песню старинную. Она поет да плачет, поет да плачет»[23].

         Песни «о вдовах»[24], или те, в которых упомянуты вдовы:

Плясовая «Что не по морю корабличек бежал-таки бежал»:

Родимая моя мать

Тебе меня не унять

Тебе меня не унять

За быстру рекУ гулять.

Да у вдовУшки побывать

у вдовУшки побывать

Не любить дак не любить

Да брови черны соболить

Да очи ясны соколины да

А походочка павИна. Ишь ведь как, всяко-то выдумают. Ой.

Тихо речь-то лебедИна.

Она ходит выступает,

речи бает, рассыпает, говорит, вишь, мать от молОдца отстать[25].

Плясовая  «Зелено вино в кармашке»[26]:

…Холост ходит глазом водит

Из ума выводит

Он головушкой качает

Сам и размышляет

Я незнаю, как мне быть

Кого полюбить (2)

Жену мужнюю любить

Опасно ходить (2)

Молоду вдову любить

Надобно дарить (2)

Красну девицу любить

Щегольно ходить (2)…

Третий ракурс, с которого я посмотрю на солдатских вдов – официальная версия. , Этот обширный материал (за последние несколько лет) почерпнут мой из Интернета. Существует, например, сайт школы в Калужской области, публикующий воспоминания крестьянских вдов. Публикация адресована школьникам. Местные периодические издания[27] (напр., Вологды, Самары, Калуги, Воронежа и др. городов) сообщают о событиях в жизни солдатских вдов (вдовы собираются на вечера памяти, организованно посещают мемориалы, возлагают венки[28], вспоминают своих мужей[29], поют песни, принимают поздравления властей и т.д.).

Высказывания журналистов о солдатских вдовах, разумеется, «честнЫх», риторичны и стереотипны[30].

Напр., «Они всегда будут помнить и любить тех, кого…проводили на священную войну. Через годы эти женщины пронесли свою любовь и верность одному единственному, подарившему им считанные дни семейного счастья. Сегодня, в преддверии Великой Победы…мы склоняем головы перед духовной силой и душевной красотой солдатских вдов.[31]»

Интересно наблюдать над столкновением двух дискурсов, когда воспоминания вдовы  комментирует журналист. Из статьи «Солдатские вдовы вологодской земли» приведу пример «перевода» с одного дискурса на другой, с подменой смысла:

Из воспоминаний солдатской вдовы Коптевой Анны Константиновны, муж которой погиб на фронте в 1942 г.[32]: «Не знаю, как и выжили. Всё можно понять, со всем смириться, только не с похоронкой - это горе не выходит из головы, из памяти. Горе-то работой глушили, некогда долго плакать: землю обрабатывать надо, хлеб фронту давать надо, детей кормить и растить надо».

И здесь же – высказывание автора статьи, В. Конасова, профессора, доктора исторических наук: «…какой громадный нравственный заряд добра, щедрости, милосердия, веры в победу, в торжество жизни над смертью несли в своей душе солдатские вдовы. Буднично и без прикрас повествуют они о суровой женской доле, о несбывшихся надеждах, о счастье материнства, о самоотверженном труде…».

Образ «честнОй» вдовы оказывается мифологизирован. Но не поколением детей этих «честнЫх» вдов, а СМИ.

В связи с этим любопытным контрастом выглядит паремия: На вдову не плюнет только ленивый[33].

Примечательно, что в традиционной культуре честная вдова «наделяется признаком чистоты, который повышает ритуальный статус вдовствующих»[34]. Как пишет С.И. Жаворонок, «…молодость (особенно если не было детей) ставила вдову перед выбором: молодая вдова могла вступить в новый брак или не выходить повторно замуж; при этом традиция «поощряла» честную, целомудренную жизнь…»[35] Так, честная вдова, «женщина, живущая по смерти мужа безбрачно», получала право участвовать в определенных обрядах (таких, как чистка колодцев (вызывание дождя), опахивание, троецыплятница)»[36].

Согласно энциклопедии «Славянские древности», «отношение к повторному замужеству …было резко отрицательным». Авторы статьи о вдовстве ссылаются на Рязанскую кормчую и духовный стих о вдовах, в котором Христос «предрекает им вечные муки за повторное замужество»[37]. «Вдова, родившая ребенка…подвергалась такому же позору, что и незамужняя: ее бросали в воду (зап.Болг.)…, изгоняли из села (р-н Трына)»[38].

При этом тот же источник дает материал, свидетельствующий о том, что  в традиционной культуре не существует императива верности покойному мужу. Так, напр., магический этикет предписывает вдове следующее: «Чтобы поскорее забыть покойника <курсив мой. – А.С.> вдова на кладбище говорит: «Был у меня хороший муж, был да не стало, не стало и не надо» (вологод.) <…> В Оттоке во время выноса тела вдова сдувает с руки щепотку соли со словами: “Kada s ociju, onda i s pameti” [С глаз долой, из памяти вон.] <…> Чтобы сделать возможным новый брак <курсив мой. – А.С.>, «у рус.Ярославской губ…не рекомендуют прикасаться к покойному супругу…»[39]

Как мы узнаем из рассказов деревенских жителей и из народных песен, вдова имела выбор. Что касается солдатских вдов второй мировой войны, их повторные браки и внебрачные дети не осуждаются информантами: их поступки оправдывает молодость. При этом и о честных вдовах говорится без специальной риторики. Авторство мифа о честной вдове, таким образом, принадлежит официальному дискурсу. Мифологизирована не просто честная вдова – речь именно о солдатской вдове. И здесь будет уместно вспомнить другой советский миф  - о погибшем солдате.

 

Цитируются интервью с информантами:

Паюсова Александра Ефимовна (1925 г.р., Кимжа, д.)

Кашунина Римма Федоровна (1932 г.р., Азаполье, д.)

Попова Лидия Степановна (1937 г.р., Азаполье, д.)

Дьячкова Пелагея Яковлевна (1928 г.р., Азаполье, д.)

Рудная Евгения Ивановна (1928г., Жердь, д.)

Лихачёва Галина Михайловна (1927 г.р., Лампожня, д. )

Васильева Анна Яковлевна (1950 г.р., Пигилинская, д.)

Обросков Александр Ильич (1962 г.р.),  Оброскова Феоктиста Яковлевна, 1936 г.р., Целегора)

Базарев Валерий Михайлович, 1938 г.р., Базарева Нелли Михайловна, 1937 г.р., Азаполье, д.

Рашмакова Анна Васильевна (193? г.р., Азаполье, д.)

Шмакова Прасковья Максимовна (1925 г.р., Азаполье, д.)

 

Библиография

  1. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Под ред. Н.И.Толстого. М. 1995.
  2. Жаворонок С. «Честность» и \ или «молодость»: вдова и ее дети в необрядовом фольклоре. // Традиционная культура. Поиски. Интерпретации. Материалы. Сб. ст. по материалам конференции памяти Л.М.Ивлевой. СПб, С. 81-95                                                 
  3. Мужики и бабы. Мужское и женское в традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.

 

[1] Всего цитируются 15 интервью.

[2] ФА СПбГУ. Найдено одно интервью, непосредственно касающееся «солдатских вдов». Тема солдатских вдов, как оказалось, практически не представлена в ФА СПбГУ

[3] Mez26-30.txt

[4] DAu08-004_Arch-Mez_08-07-11_DjachkovaPJ_1.wav 

[5] DAu08-012_Arch-Mez_08-07-21_ObroskovAI_ObroskovaFJ_MK_1.wav

[6] DAu08-175_Arch-Mez_08-07-13_RashmakovaAV_1.wav

[7] DTxt08-045_Arch-Mez_08-07-17_ ShmakovaPM

[8] В таком контексте примечателен южнорусский материал из энциклопедии «Славянские древности»: «Изредка встречаются упоминания особых праздников вдов <курсив мой. – А.С.>.В укр. Звенигородщине на Симона Зилота, собравшись вместе, вдовы выбирают «Симона» - вдову, которую первой купают в деже, с травами, затем в той же воде купаются и все остальные». (Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Под ред. Н.И.Толстого. М. 1995. Т. 1. А-Г. С. 297).

[9] Список информантов приведен в конце отчета.

[10] Такие номинации вдов встречаются в разных фольклорных жанрах (напр., былины, сказки, лирика). Примеры в статье С.И.Жаворонок «Честность» и \ или «молодость»: вдова и ее дети в необрядовом фольклоре. // Традиционная культура. Поиски. Интерпретации. Материалы. Сб. ст. по материалам конференции памяти Л.М.Ивлевой. СПб,  2006.

[11] То же.

[12] «Молодая вдова – это вдова, не отказавшаяся – гипотетически – от повторного замужества <…> Молодой в сюжетных песнях называется также вдова, если у нее есть незамужняя дочь». (Жаворонок С. Указ соч. С.93.)

[13] DTxt08_Arch-Mez_08-07-14_KashuninaRF

[14] DTxt08_Arch-Mez_08-07-14_MaksimovaIA

[15] DAu08-209_Arch-Mez_08-07-06_RudnajaEI_3

[16] DAu08-150_Arch-Mez_08-07-05_LihachovaGM_1

[17] Siam26-50.txt

[18] DAu07-077_Arch-Mez_07-07-18_ObroskovaFY_1.wav

[19] Ученическая тетрадь.doc ФА СПбГУ Вологодская обл.

[20] Такая номинация песен как «вдовьи», впервые зафиксирована в д.Азаполье.

[21] Mez26-30.txt

[22] Пускай-то люди смеются,
А я буду молчать.
Да мне с милым дружком повстречаться,
Три слова сказать
Мне с милым и дружком повстречаться.
Три слова сказать,
Да мне три слова, три слова
Совет содержать
Мне два слова, три слова.
Совет содержать
Да мне-ка перво словечко тайно,
Второ в тишине.
Мне-ка перво словечко тайно,
Второ в тишине,
Да мне-ка третье словечко явно.
Не приидет мил ко мне,
Мне-ка третье словечко явно.
Не приидет мил ко мне,
Да он не придет ко мне не зайдет.
Руки моей не пожмет,
Он не придет ко мне не зайдет.
Руки моей не пожмет,
Да мне сказали, что мил пострелен.
Во полюшке он лежит,
Мне сказали, что мил пострелен,
Во полюшке он лежит,
Да он во полюшке мил лежит же.
Земелюшкой не прирыт,
Он во полюшке мил лежит же,
Земелюшкой не прирыт.
Да кабы я была птица-пташка,
Слетала бы я туда.
Кабы я была птицей-пташкой,
Слетала бы я туда
Да я слетала бы все узнала,
Все бы косточки собрала.
Я слетала бы все узнала,
Все бы косточки собрала
Да все б я косточки присобрала,
Во гробик положила,
Все б я косточки присобрала,
Во гробик положила,
Я во гробик бы положила.
Земелюшке придала,
Я во гробик бы положила,
Земелюшке придала.
Да я на эту бы на могилку
(как же? Монастырь бы построила... Нет)
Цветочков посадила,
Я на этой бы на могилке
Цветочков посадила,
Да я на эти бы на цветочки
Монастырь бы построила.

[23] DAu08-039_Arch-Mez_08-07-12_BazarevaNM_PopovaLS_BazarevVM_1.wav

[24] Материал очень обширный, поэтому указаны только песни, записанные в Мезенском р-не в 2007 и 2008 гг.

[25] DAu08-004_Arch-Mez_08-07-11_DjachkovaPJ_1.wav 

[26] DTxt08-245_Arch-Mez_08-07-15_pesennik_DjachkovaPJ

[27] Напр., http://www.newsamara.ru/news (Самара), www.krassever.ru (Вологодская обл), 40415sorokino.edusite.ru (Калужская область, Ульяновский район, п/о Заречье, с. Сорокино  (сайт школы, публикующий краткие биографии вдов) 

[28] voronezh.rfn.ru/archive/rnews

[29] http://www.newsamara.ru/news/view/1703, 18.06.2008 

[30] Напр., http://www.turkmenistan.gov.tm/?idr=7&id=080507a

[31] http://www.turkmenistan.gov.tm/?idr=7&id=080507a

[32] Солдатские вдовы вологодской земли. www.krassever.ru/piece_of_news.php

[33] http://ksana-k.narod.ru/djvu/popov/index.html

[34] Мужики и бабы. Мужское и женское в традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005. С. 86.

[35] Жаворонок С. «Честность» и \ или «молодость»: вдова и ее дети в необрядовом фольклоре. // Традиционная культура. Поиски. Интерпретации. Материалы. Сб. ст. по материалам конференции памяти Л.М.Ивлевой. СПб,  2006. С. 83.

[36] Там же. С. 82.

[37] Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Под ред. Н.И.Толстого. М. 1955. Т. 1. А-Г. С. 296.

[38] Там же. С. 296.

[39] Там же. С. 296.