Архив событий

текущие события  >>

2017

XLVI Международная филологическая научная конференция
Март 2017, Филологический факультет СПбГУ (Санкт-Петербург, Университетская наб., 11)

>> подробнее...

Секция «ФОЛЬКЛОР»

Руководитель: проф. Адоньева Светлана Борисовна

14 марта 2017 года, вторник, 13:00–16:30, ауд. 188

Председатель: проф. Адоньева Светлана Борисовна

13:00–13:30 Глаза и зрение людей со сверхъестественными свойствами в представлениях восточных славян.
Ясинская Мария Владимировна, к. ф. н., н. с., Институт славяноведения РАН.

13:30–14:00 Русский некролог: традиция и практика.
Онипко Кира Андреевна, асп., Санкт-Петербургский государственный уни- верситет.

14:00–14:30 Основные итоги и пути трансформации фольклорной тради- ции сегозерских карелов (XIX — первые дестилетия XXI вв.).
Иванова Людмила Ивановна, н. с., Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН.

Перерыв, 14:30–15:30

15:30–16:00 Женское тканевое имущество: дары, приданое, собойное.
Голубева Любовь Викторовна, асп., Санкт-Петербургский государственный университет.

16:00–16:30 Русская волшебная сказка в ХХI в.: исчезновение или новая жизнь жанра.
Добровольская Варвара Евгеньевна, к. ф. н., в. н. с., Государственный центр русского фольклора Центра культурных стратегий и проектного управления (Роскуль- тпроект) Министерства культуры Российской Федерации.

2016

XIX Международная конференция студентов-филологов в СПбГУ
Апрель 2016, Филологический факультет СПбГУ (Санкт-Петербург, Университетская наб., 11)

>> подробнее...

Дорогие коллеги!

Приглашаем посетить Пленарное заседание и заседание секции "Фольклор и мифология" по направлению "Литература и фольклор" в рамках XIX Международной конференции студентов-филологов СПбГУ.

Место проведения конференции: Филологический факультет СПбГУ (Санкт-Петербург, Университетская наб., 11)


В рамках пленарного заседания 19 апреля (вторник) в 191 аудитории в 11:10 прозвучит доклад

Екатерины Игоревны Вожик
(студент 2 курса, Санкт-Петербургский государственный университет) 
Конструирование мифа об идеальной семье (к вопросу о фигурах умолчания в семейных нарративах).


Заседание секции состоится 20 апреля (среда) в 213 аудитории, начало в 11:00
 

11:00-11:20 Юлия Сергеевна Шанина
(студент IV курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Мезенская свадьба в XX веке

11:20-11:40 Надежда Александровна Курзина
(магистрант I курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Сказочные персонажи и роли: «злодейка»

11:40-12:00 Вера Константиновна Никитина
(студент IV курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
«Безвременьице-разореньице» и другие формулы переходных состояний в лирической песне и свадебном причитании

12:00-12:20 Анна Николаевна Жаворонкова
(магистрант II курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Современное бытование былин на Печоре (на примере исполнителей деревни Хабариха, сел Замежная и Усть-Цильма Усть-Цилемского района Республики Коми)

12:20-13:00 перерыв

 13:00-13:20 Александра Андреевна Поспелова
(студент III курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Юда Белощельский и Яков Горевший в преданиях о святых местах одной деревни

13:20-13:40 Анна Павловна Акулова
(магистрант I курса, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова)
Николай Чудотворец в русских народных легендах

13:40-14:00 Ангелина Андреевна Рожкова
(студент IV курса, Тольяттинский государственный университет)
Народное переосмысление языческого образа птицы в «Голубиной книге»

14:00-14:20 Виктория Андреевна Краутман (студент II курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Похоронный обряд. Ритуальные (и практические) роли

14:20-14:40 перерыв

14:40-15:00 Анна Данута Ситко
(магистрант I курса, Ягеллонский университет, Польша)
Social function of wandering beggars in tradition of Eastern Borderlands of Poland

15:00-15:20 Елизавета Владимировна Зуева
(студент II курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Современные городские гадательницы и практики гадания

15:20-15:40 Наталия Анатольевна Леонтьева
(студент II курса, Дальневосточный федеральный университет)
Отражение архаических представлений о зиме в творчестве группы «Сварга»

15:40-16:00 Владимир Владимирович Турчаненко
(студент II курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Дело о «лесном прокуроре»: глазами очевидцев

16:00-16:20 Оксана Петровна Барсукова
(магистрант II курса, Cанкт-Петербургский государственный университет)
Мотив стрельбы в сказке "Царевна-лягушка"

16:20-16:40 Сульма Меса Лискано
(магистрант II курса, Санкт-Петербургский государственный университет)
Празднование как императив (По материалам описания масленичной обрядности Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева)

XLV Международная филологическая научная конференция
Март 2016, Филологический факультет СПбГУ (Санкт-Петербург, Университетская наб., 11)

>> подробнее...

 

14 марта 2016. Пленарное заседание

ауд. 191, начало доклада в 12:15

Светлана Борисовна Адоньева (профессор, СПбГУ)

Прагматика и феноменология в науке о народе

Развитие фольклористики и антропологии в начале XXI в. ознаменовалось прагматическим поворотом. Объектами исследований стали не артефакты, будь то предметы или тексты, но социокультурые процессы — дискурсы и практики, в том числе и коммуникативные, продуктами которых являются предметы и тексты. В отечественной этнографии и фольклористике исследование  явлений традиционной культуры как особых динамических структур — процессов, разрабатывалось Т. А. Бернштам. Она называла свой подход феноменологическим. Отношению прагматики как метода и феноменологии как подхода и будет посвящен доклад.

 

15 марта 2016. Секция «Феноменологические подходы в фольклористике и антропологии. Памяти Татьяны Александровны Бернштам»

Руководитель: Светлана Борисовна Адоньева

Мировоззренческие основы научного наследия Т.А.Бернштам, ее открытая рефлексия по поводу собственной идеологии, делали ее работы уникальными: они разбивали лед молчания вокруг коренных вопросов науки о человеке: об отношениях жизни тела, души и социума, космоприродных и социальных связях. Ею был предложен целостный метод описания традиционной культуры, который Татьяна Александровна назвала  феноменологическим. Жизнь человеческой души, прямо связанная с жизнью тела, с одной стороны, и жизнью мира (социального, физического, метафизического), с другой, в течение всех советских десятилетий не была включена в поле научного обсуждения.  Понимание непосредственной связи, существующей социальной жизнью человека, природным и метафизическим миром все еще зачастую рассматривается как предмет религиозной веры, но не научного знания. По этой причине исследования Т.А.Бернштам, в которых последовательно выстраивался феноменологический подход к традиционной культуре, столь значимы для современной гуманитарной науки.

 

ауд. 213

10:00 — 12:30

 

Андрей Викторович Степанов (аспирант, СПбГУ)

Этнофеноменология. К вопросу о возможностях метода

Основной вклад феноменологии в гуманитарное знание состоит в снятии фундаментальной дихотомии субъект / объект и, через это, в фокусировке исследовательских интересов на непосредственном жизненном опыте человека, посредством которого со-конституируется и мир и Я. В отечественной фольклористике и этнографии пионером в  применении феноменологического метода была Т. А. Бернштам, разрабатывавшая «имманентный» подход к народной культуре. В докладе рассматриваются дальнейшие возможности и перспективы развития данного подхода.

 

Любовь Викторовна Голубева (аспирант, СПбГУ)

Пологи, занавески, задергашки: к вопросу о границах интимного

Шторы и занавески в утилитарном смысле представляют собой оконную тканевую занавесь, служащую в первую очередь защитой от проникновения света. На Русском Севере такая деталь интерьера как занавеска (задергашка) представляет собой позднее явление. Так, первые шторки появились только в начале XX в., и только в послевоенное время стали повсеместны. При этом в деревне они имеют не столь бытовое значение, сколько символическое, они создают особую коммуникацию внутри деревенского сообщества и отвечают за границы интимного. Речь в докладе пойдет об этих двух функциях.

 

Юлия Юрьевна Мариничева (старший преподаватель, СПбГУ)

Деревенский сенокос: движение и коллективное тело

В докладе речь пойдет о деревенском сенокосе как специфической практике, предполагающие коллективное движение и коллективную память его участников. Основным материалом послужат интервью и личные наблюдения, сделанные в ходе ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ  (Вологодская и Архангельская области).

 

Антонина Сергеевна Семенова (аспирант, СПбГУ), Станислава Александровна Бутовская (аспирант, СПбГУ)

Образы севернорусских песенниц и сказительниц по материалам экспедиций на Мезень XX в.

В докладе мы обращаемся к проблеме исполнителя фольклорного текста. Нас интересует, как севернорусские песенницы и сказительницы представлены собирателями в полевых дневниках, путевых заметках, отчетах об экспедициях, публикациях и исследованиях. Материалом послужили записи, сделанные в ходе экспедиций на Мезень 1901–1982 гг.

 

Инна Сергеевна Веселова (доцент, СПбГУ)

Игра в прятки: визуальный инструментарий, эмоциональный опыт и этос

Почти девяносто лет назад П. Г. Богатырев и Р. О. Якобсон определили фольклор как особую форму творчества. Но фольклор является и формой «общего знания», которое находит выражение не только в вербальных формах, но и в символических действиях и артефактах. Фольклор предоставляет человеку стереотипизированные способы «творить», знать и помнить, но что еще более важно: действовать и чувствовать в мире. В докладе представлены результаты исследования игры в прятки как символического научения режимам «видимости» и «невидимости», а также связанных с визуальным восприятием эмоций.

 

ауд. 213

13:00 — 13:30

 

Марина Валентиновна Михайлова (профессор, Русская христианская гуманитарная академия)

Чем закусывать святую воду: к феноменологии современного религиозного опыта

Доклад посвящен рассмотрению феноменов народного благочестия, связанных с праздником Богоявления (Крещения Господня). Богословские смыслы вспоминаемого евангельского события не актуальны. В центре внимания оказываются практически-магические действия со святой водой. Тексты популярных изданий и интернета, посвященные крещенской воде, совмещают в себе черты магического и естественнонаучного дискурса. Крещенская вода рассматривается как прагмема в контексте антропологического описания и как мифологема, что важно для деконструкции манипулятивных стратегий форматирующих социум дискурсов.

 

ауд. 213

14:00 — 18:00

 

Светлана Юрьевна Лавренчук (специалист, СПбГУ)

Представления об успешности и идеальном партнере женщин трех поколений

В рамках диссертационного исследования «Межпоколенная трансляция и изменение жизненных моделей у женщин» был проведен опрос с использованием авторского опросника по выявлению представлений об успешности и идеальном партнере женщин трех поколений, состоящих в прямом родстве. Изучение представлений женщин в рамках семейно-поколенческого подхода дает возможность как проследить семейное наследование тех или иных представлений, так и выделить характерные изменения в представлениях женщин разных поколений, что, в свою очередь, являются результатом изменения социокультурной реальности.

 

Софья Олеговна Куприянова (аспирант, СПбГУ)

Практика убаюкивания в современной городской культуре

Колыбельная песня — один из «живых» жанров традиционной деревенской культуры, активно используемый в современном городе. Рассмотрение ситуации убаюкивания как практики повседневности позволяет увидеть, кто осуществляет уход за ребенком, какие виды речевой деятельности при этом используются, каким образом происходит усвоение и передача текстов.

 

Кира Андреевна Онипко (аспирант, СПбГУ)

Сообщение о смерти как способ сказать о жизни: образ «идеального человека» в некрологе

В докладе речь пойдет о коллективных представлениях, явленных в некрологах, относительно того, каков должен быть «идеальный человек». Кто является героем некролога, какие характеристики личности выходят в некрологе на первый план и почему, как социокультурные рамки, в пределах которых создается и функционирует некролог, влияют на его восприятие, как сообщество реагирует на утрату одного из своих наиболее выдающихся членов, — подобные вопросы и будут составлять предмет наших размышлений.

 

Наталья Анатольевна Теряева (аспирант, Омский государственный педагогический университет)

Обезвреживание опасного с помощью хмельного напитка в русской традиционной культуре и в некоторых современных ритуалах

Доклад посвящен одной из функций традиционного угощения хмельным напитком — защитной. Теоретический материал сопоставляется с текстами быличек, в которых угощение водкой и другими крепкими напитками имело обережное значение. Приводятся примеры из других жанров русского фольклора. Традиции классического фольклора сравниваются с некоторыми современными ритуалами.

 

Варвара Евгеньевна Добровольская (ведущий научный сотрудник, Государственный республиканский центр русского фольклора)

Обряды «встречи весны» в Алексеевском районе Волгоградской области

 «Встреча весны» это ряд обрядовых действий, приуроченных к четырем весенним праздникам: день святой Евдокии, день Сорока мучеников, день Алексея, человека божьего и Благовещенья. Они распространены на территории станиц Алексеевская и Усть-Бузулукская, хуторов Яменский и Стеженский. Для этих дней были характерны общие обрядовые действия, маркирующие начало весеннего календарного цикла, и самостостоятельный комплекс примет и обрядовых действий, характерных только для той или иной даты. Обряды «встречи весны» характерны для данной традиции и в настоящее время.

 

Юлия Анатольевна Шкураток (старший преподаватель, Пермский государственный национальный исследовательский университет)

Вещица/векшица в мифологических рассказах Верхнего и Среднего Прикамья

Доклад посвящен представлениям о колдуньях-вещицах, отраженных в мифологических рассказах Верхнего и Среднего Прикамья. Специфической их функциями является причинение вреда репродуктивному здоровью человека и животных. Характерной способностью вещицы является оборотничество. Помимо общеславянского вещица, используются номинации векша, векошка, векшица, вештица, вещелица, вещица, возникшие в результате затемнения внутренней формы и утраты связи с мотивирующим глаголом ведать.

 

Дмитрий Алексеевич Носов (младший научный сотрудник, Институт восточных рукописей РАН)

Общее и особенное в монгольских этиологических рассказах

В докладе будут рассмотрены два этиологических сюжета, бытующие среди монголов, бурят и калмыков. С одной стороны, оба эти сюжета фиксировались практически повсеместно у этих народов. С другой, они существуют в разных культурных и религиозных контекстах. Это позволяет наглядно показать, какие представления являются общими для всего монголоязычного мира, а какие были принесены инокультурным влиянием. Также будет показано, как можно использовать вторичные источники для реконструкции условий бытования этиологических рассказов.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас на ежегодную конференцию по результатам полевого сезона 2015 г.
«Русский фольклор в современных записях»
27 февраля 2016 года на филологическом факультете СПбГУ в 11-00, ауд. 201

>> подробнее...

Программа

11-00 -12-40

Елизавета Владимировна Зуева
«Гадалка вещает»: мантические практики современного города

Алина Александровна Авдякова
Распределение ролей в детских играх

Екатерина Игоревна Вожик
Формы единения в пространстве семейного дискурса

Владимир Владимирович Турчаненко
Медведь как персонаж фольклорной устной прозы (по материалам фольклорной экспедиции 2015 года в Лешуконский район Архангельской области)

Александра Андреевна Поспелова
Святые места деревни Белощелье (по материалам фольклорной экспедиции 2015 года в Лешуконский район Архангельской области)

12-40 – 13-00 кофе-брейк

13-00 – 14-30

Мария Михайловна Евдокимова
Современная традиция похоронно-поминальных причитаний (по материалам фольклорной экспедиции 2015 года в Мезенский район Архангельской области)

Виктория Андреевна Краутман
Похоронный обряд. Ритуальные  роли и практические функции (по материалам фольклорной экспедиции 2015 года в Мезенский район Архангельской области)

Софья Михайловна Маланина
Свадебный обряд деревни Белощелье (по материалам фольклорной экспедиции 2015 года в Лешуконский район Архангельской области)

Юлия Сергеевна Шанина
«Воровство» блинов на свадьбе (по материалам фольклорной экспедиции 2015 года в Мезенский район Архангельской области)

Вера Константиновна Никитина
Деревенская жизнь через опыт отстранения в дневниках Елены Павловны Красавиной 

Сульма Меса
Женские занятия в мужских руках: женские и мужские стереотипы поведения и их нарушения

2015

Декабрьские чтения

4 декабря 2015 года на филологическом факультет СПбГУ (Университетская наб., 11) состоялись ежегодные Декабрьские чтения памяти Натальи Михайловны Герасимовой. Ауд. 201, начало в 16:00 ч.

>> подробнее...

Декабрьские чтения памяти Натальи Михайловны Герасимовой

4 декабря 2015 года на филологическом факультет СПбГУ (Университетская наб., 11)
Ауд. 201, начало в 16:00

Программа чтений

Первая часть заседания 16:00 – 17:40

Антонина Семенова. «Пою да плачу»: к вопросу о прагматике песенных метафор и повторов
Софья Куприянова. Репертуар колыбельных песен по материалам Фольклорного архива СПбГУ
Сульма Меса. Женское ткачество у индейцев Куна Колумбии: разделение и применение знаний
Любовь Голубева. Собойные платы и полотенца: женская символическая валюта в вещах и нарративах
Екатерина Мамаева. «О земле, на которой живу»: структура и тематический репертуар сборников
деревенских поэтов.

Перерыв 17:40 – 18:00

Вторая часть заседания 18:00 – 19:30
Лилия Матвиевская, Андрей Степанов. Электронный архив «Российская повседневность». Презентация проекта АНО «Пропповский центр» (в сотрудничестве с ООО «Альт-софт»)
Светлана Адоньева. Идентичность и айдентика. Достойные женщины и брутальные мужчины
Марина Михайлова. «Бог сохраняет все» (О мотиве божественного равнодушия в поэзии И. А. Бродского)
Инна Веселова. Производство лояльности: ритуал и игра

Научный семинар
«История музыкальных стилей для гуманитариев»

Принято считать, что гуманитарное образование подразумевает определенную музыкальную грамотность. Принято считать, что интеллигентный, образованный человек регулярно ходит на концерты, на оперные и балетные спектакли, а может быть иногда и сам слушает что-то с СD или даже со старых виниловых пластинок. Но как часто, оказавшись в торжественной атмосфере концертного зала, сидя между белыми колоннами Дворянского собрания, мы откровенно скучаем, не понимая, что же происходит. На что реагируют, чему радуются люди вокруг?

>> подробнее...

Курс истории музыкальных стилей — не для тех, кто хотел бы выяснить несколько новых имен или дат. Мы приглашаем людей, которые не могут найти «свою» классическую музыку, отыскать «своего» композитора.

Речь пойдет об особенностях музыкального воздействия, о разных способах исполнительского общения, о внутренней логике музыкальной ткани. О том, необходимы ли привычные пять линеек и ноты и с чем связано появление тех или иных музыкальных жанров. А еще об условностях и ассоциациях, о связях музыки с другими формами искусства. За короткое время мы успеем лишь заглянуть в разные эпохи и страны, услышать фрагменты диалогов, которые ведут между собой композиторы, так чтобы в дальнейшем каждый смог наметить свой маршрут.

Информация о докладчике:

Хаздан Евгения Владимировна, 19.11.1965. Кандидат искусствоведения. Член Союза композиторов Санкт-Петербурга. Музыкальный критик. Всего опубликовано более 100 научных статей (в т.ч. в Германии, Польше, Белоруссии) и 40 рецензий на книги, диски, концерты классической и современной музыки. Организатор (2006 – 2013) и ведущий лектор научного семинара «Среды в РИИИ» в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург), редактор периодического издания «Временник Зубовского института», автор лекционных курсов «История музыки», «Музыкальная форма», «Музыкальная гармония» для специализаций «Звукорежиссура» и «Мультимедиа»в Государственном университете профсоюзов (Санкт-Петербург).

График проведения научно-исследовательского семинара
«История музыкальных стилей для гуманитариев»

Численность группы — 15 человек
Время заседаний 17:40 — 19:10
Ауд. 213

Дата

Тематические блоки

17.03.15

Музыка Античности и Средневековья. Хронологические границы, особенности мышления, специфика стиля. Жанровая система музыки. Культовые жанры: григорианский хорал, мотет, месса. Особенности фиксации музыки. Светские жанры Средневековья.

24.03.15

Музыка эпохи Ренессанса. Ars nova, хронология Ренессанса. Эстетика эпохи Возрождения. Особенности творческого самосознания и культуры эпохи. Развитие полифонического стиля. Культовые жанры: месса, мотет. Оратория. Светские жанры: мадригал, танцевальная музыка. Музыкальный театр эпохи Ренессанса (мистерия, зарождение бельканто)

31.03.15

Музыка эпохи барокко. Основные константы культуры этого периода. Теория аффектов и теория музыкальной риторики. Развитие вокальных и инструментальных форм. Жанровая система эпохи барокко. Духовная музыка: месса, оратория, страсти, кантата. Музыкальный театр: опера seria. Инструментальные жанры: сюита, инструментальный концерт, фуга. К. Монтеверди. И. С. Бах. Г. Ф. Гендель

07.04.15

Музыка эпохи классицизма. Эстетика музыкального классицизма, соотношение с идеями эпохи Просвещения, — смена эстетических ориентиров. Общие предпосылки изменения стилистики и жанровой системы. Музыкальный театр эпохи классицизма (опера буфа, оперная реформа К. В. Глюка). Изменения в сфере инструментальной музыки (жанры сонаты, концерта, симфонии и их связь с музыкальным театром). Й. Гайдн. В. А. Моцарт. Л. Бетховен.

14.04.15

Музыка эпохи романтизма. Духовные идеалы и ориентиры романтизма. Эстетика музыкального романтизма. Основные компоненты музыкального стиля. Художественные темы. Жанровая система. Жанры программной музыки (симфония, поэма, романтическая сюита). Камерно-вокальная музыка, камерно-инструментальная музыка. Ф. Шуберт. Р. Шуман. Ф. Шопен. К. Сен-Санс. Ф. Лист. Музыкальный театр XIX века. Дж. Россини. К.-М. Вебер. Ж. Бизе. Р. Вагнер. Дж. Верди.

21.04.15

Особенности развития музыкального искусства в России в XIX в. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Композиторы могучей кучки (Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский). П. И. Чайковский. А. Н. Скрябин.

28.04.15

Пути развития музыкального искусства в ХХ в. Поиски новых звучаний. Ведущие стилевые тенденции. Импрессионизм. Экспрессионизм. Творчество композиторов ново-венской школы. Неоклассицизм. Структурализм. Минимализм. Спектральная музыка. Основные направления развития музыкального театра. И. Стравинский. С. Прокофьев. Д. Шостакович. А. Шенберг. К. Пендерецкий. Д. Мийо.

 

Состоялась XLIV Международная филологическая научная конференция, в рамках которой работала секция Фольклор Новейшего времени, постфольклор и вопросы традиции.

>> подробнее...

ПРОГРАММА

11.00 – 11.20

Обращение в устной речи: проблема узуса и нормы
Адоньева Светлана Борисовна
д.ф.н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет

11.20 – 11.40

Обращения в жанре колыбельных песен
Куприянова Софья Олеговна
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет

11.40 – 12.00

Имена собственные в былинах Мезени
Бутовская Станислава Александровна
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет

12.00 – 12.20

Кум, кума, брат, сестра: функции терминов родства и свойства в русских сказках о животных
Мариничева Юлия Юрьевна
к.ф.н., старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет

12.20 – 12.40

Управление реальностью: имена в ритуальной речи (севернорусское «Виноградье»)
Веселова Инна Сергеевна
к.ф.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет

12.40 – 13.00

Номинации и обращения как параметры прагматического анализа (на материале необрядовых песен Мезени)
Семенова Антонина Сергеевна
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет

13.00 – 14.00

Перерыв

14.00 – 14.20.

Речевые жанры в фольклоре
Толстая Светлана Михайловна
д.ф.н., заведующий отделом, Институт славяноведения РАН

14.20 – 14.40

Семантика синтеза плача и смеха в сказках монгольских народов
Носов Дмитрий Алексеевич
к.ф.н., младший научный, сотрудник Институт восточных рукописей РАН

14.40 – 15.00

К вопросу изучения калмыцких богатырских сказок
Манджиева Байрта Барбаевна
к.ф.н., заведующий отделом, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН

15.00 – 15.20

Мифологические представления природы у вепсов (лексико-семантический аспект)
Филатова Мария Михайловна
Аспирант, Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН

15.20 – 15.40

Устные рассказы деревенских женщин о платах, платках и шалях
Голубева Любовь Викторовна
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет

15.40 – 16.00

Некролог: структура, поэтика, функции, бытование
Онипко Кира Андреевна
Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет

2014

6 декабря состоялись ежегодные Декабрьские чтения памяти Натальи Михайловны Герасимовой.

Программа

  • Валентин Головин, Олег Николаев
    Вот моя деревня…
     
  • Юлия Мариничева 
    «Ета царская дочь <..> как Евдокия Васильевна , такая же красивая, молодая»: к вопросу об именах собственных в сказочной речи
     
  • Станислава Бутовская 
    «Добрыня и Алеша»: женский вариант популярного былинного сюжета на Мезени
     
  • Инна Веселова, Антонина Семенова, Софья Куприянова, Светлана Тананайко, Анастасия Гавриленко, Марина Агафонова
    Презентация сайта «”Свод русского фольклора. Былины”: Звуковой аналог» (совместный проект Кабинета фольклора СПбГУ, Кафедры фонетики СПбГУ, Фонограммархива Отдела фольклора ИРЛИ РАН (Пушкинский дом)) http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru

XVII Международная конференция студентов-филологов

секция ФОЛЬКЛОР И МИФОЛОГИЯ
Руководитель: к. филол. наук, доц. Инна Сергеевна Веселова

7 апреля, понедельник, 16.00—18.30, ауд. 213

16.00—16.20

Косплей: описание практик современного молодежного ряженья
Прокофьева Таисья Игоревна, студ., Санкт-Петербургский государственный университет

Косплей — современная практика костюмирования, перенесенная в Россию из Японии и получившая формы молодежной субкультуры. Косплей включает в себя две составляющих: костюм и отыгрыш. Изготовление костюма привлекает возможностью творческой реализации. Отыгрыш же — передача образа персонажа — более существенная часть для косплееров. Здесь они могут проявить свой личностный потенциал, проверить, насколько они могут соответствовать выбранной роли. Накопленный опыт позже может быть полезен косплееру в формировании собственной личности.

16.20—16.40

Расширение семантического пространства образа вампира в современной культуре: от демонизации к квазигуманизации
Логуновская Евгения Юрьевна, магистр., Белорусский государственный университет

В докладе рассматривается феномен популярности вампирской тематики в современной культуре. Автор анализирует расширение семантического пространства образа вампира, для чего предлагает самостоятельно разработанную систему классификации персонажей. В качестве выводов предлагается модель семантического пространства образа вампира. Особое внимание обращено на специфику современной культуры, связанную с распространением вампирской темы.

16.40—17.00

«Вплетала бантик то голубой, то аленький в свои золотые косы»: об истории банта
Гавриленко Анастасия Александровна, магистр., Санкт-Петербургский государственный университет

В докладе затронут вопрос о стереотипном представлении о девочке как о девочке с бантом. Анализ проведен на материале фотографий XX в.

17.00—17.20

Женские сценарии в рекламном тексте
Егорова Мария Сергеевна, студ., Санкт-Петербургский государственный университет

В докладе представлен сравнительный анализ образов моделей в отечественной и зарубежной телевизионной рекламе.
Образы женщин в отечественных рекламных роликах сопоставляются с женскими образами в переведенной на русский язык европейской рекламе и с женскими образами в зарубежной рекламе, не транслируемой на русскоязычном телевидении. Представлен анализ текстов рекламных слоганов и связи между товаром, образом и слоганом с точки зрения семантики и прагматики.

Перерыв, 17.20—17.30

17.30—17.50

Чердынская магическая традиция в свете мотивного указателя
Гранова Мария Андреевна, студ., Пермский государственный национальный исследовательский университет

В докладе рассказывается о составлении мотивного указателя, отражающего магические традиции Чердынского района Пермского края. Он основан на текстовой базе, включающей 235 записей 1980–2000-х годов. Сопоставление нашего указателя с указателями Н. В. Петрова и В. П. Зиновьева позволяет на конкретных примерах говорить о том, что чердынская традиция характеризуется большим сходством с архангельской, нежели с восточносибирской. Разработанный указатель имеет прикладное значение и в случае публикации текстовой базы станет реальным инструментом для изучения локальных традиций Северного Прикамья.

17.50—18.10

Социальное воображаемое: проект семьи в интервью молодых горожан
Кислицина Полина Андреевна, студ., Санкт-Петербургский государственный университет

В общих чертах получена характеристика социального воображаемого, бытующего среди молодого поколения, готовящегося создать собственную семью. Семейные идеалы молодых людей далеки от экономической и от психологической реальности нашей жизни, так как гендерный контракт жены-домохозяйки значительно снижает семейный доход, а мужчина, берущий все под свой контроль, не способен справиться с этой ношей, не каждый готов взять на себя полную ответственность за все происходящее в семье, и не всякая женщина готова полностью подчиниться контролю с мужской стороны.

18.10—18.30

 «Отряд, стой, раз, два!»: техники тела пионерского лагеря
Попова Анастасия Александровна, студ., Санкт-Петербургский государственный университет

В докладе рассмотрено, каким образом пионерский лагерь участвовал в формировании жестового клише советского ребенка. Работа строится на материале, полученном в ЗЦДЮТ «Зеркальный». Пионерский лагерь участвовал в формировании телесного кода нового героя, заполняя костную память жестово-идеологическими императивами. Повседневное воспроизведение одних и тех же телесных практик формировало у пионера устойчивую манеру держаться, говорить, ходить, а тем самым — чувствовать и думать так, чтобы в любую минуту ответить на призыв: «Всегда готов!»

 

2013

  • XVI Международная конференция студентов-филологов 

Секция «Фольклор и мифология»
Руководитель Инна Сергеевна Веселова

Среда, 10 апреля, в 14-30
Аудитория 213

  1. Анастасия Александровна Гавриленко (СПбГУ, IV курс). «Пословица недаром молвится», или Паремии как инструмент речевого манипулирования
    Научный руководитель — к. филол. наук, доц. И. С. Веселова
  2. Мария Дмитриевна Алексеева (НИУ ВШЭ, II курс). К вопросу о фольклорном элементе в произведениях В. Хлебникова.
    Научный руководитель — д. филол. наук, проф. О. А. Лекманов
  3. Валентина Игоревна Прокофьева (Даугавпилсский университет, Латвия, докторант). Фольклорная модель времени в художественном мире романа Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно».
    Научный руководитель — д. филол. наук, проф. А. И. Станкевич
  4. Мария Сергеевна Егорова (СПбГУ, III курс). Жизненные сценарии в рекламном тексте.
    Научный руководитель — д. филол. наук, проф. С. Б. Адоньева
  5. Надежда Сергеевна Паршанина (ОмГУ, II курс). Миф и ритуал в современной тележурналистике.
    Научный руководитель — к. филол. наук, доц. С. А. Демченков
  6. Оксана Петровна Барсукова (СПбГУ, IV курс). Город мертвых: пространство смерти как часть жизни.
    Научный руководитель — д. филол. наук, проф. С. Б. Адоньева
  7. Надежда Александровна Курзина (СПБГУ, III курс). Телесные жесты в отношениях свекрови и молодки: «Замуж-то пойдёшь, дак свекрови пади в ноги».
    Научный руководитель — д. филол. наук, проф С. Б. Адоньева
  8. Анна Владимировна Козлова (СПбГУ, IV курс). Детский труд на Восьмое марта: от рутины к календарному дару
    Научный руководитель — к. филол. наук, доц. И. С. Веселова
  9. Ксения Станиславовна Баукова (СПбГУ, III курс). Мифология детского дня рождения: сакральные дарители и их адресаты.
    Научный руководитель — д. филол. наук, проф. С. Б. Адоньева
     
  • Фольклор, постфольклор и вопросы традиции. Коммуникативные конвенции устной речи

Руководитель: д-р филол. наук, проф. Адоньева Светлана Борисовна

Филологический ф-т СПбГУ (Университетская наб., 11) 12 марта, вторник, 14.20 - 18.30, ауд. 213

  • Маркасова Елена Валерьевна, д-р филол. наук, с. н. с., СПбГУ. «Конечно» в анекдоте и повседневном общении
  • Мариничева Юлия Юрьевна, канд. филол. наук, ст. преп., СПбГУ. Институт живого слова. Речь и телесность
  • Шкураток Юлия Анатольевна, асс., ПГПУ. Статус глагольно-именных сочетаний в мифологических рассказах
  • Мамаева Екатерина Сергеевна, асп., СПбГУ. Поэтическая гегемония в современной деревне: тактики и оценки
  • Пчеловодова Ирина Вячеславовна, канд. филол. наук, н. с., УИИЯЛ УрО РАН. Песенная лирика в гостевом обряде удмуртов: терминология и мотивы
  • Решетнёва Ульяна Николаевна, канд. филол. наук, доц., ОмГПУ. Бык/корова в китайских пословицах и поговорках
  • Хоруженко Татьяна Игоревна, асп., УрФУ. «Эпос в юбке»: женское фэнтези как альтернативный текст
  • Голубева Любовь Викторовна, ст. лаб., СПбГУ. «В космической ракете с названием «Восток»»: космонавт и Дед Мороз в советских новогодних открытка

2012

  • 6 декабря 2012 года состоялась презентация сборника трудов Натальи Михайловны Герасимовой «Прагматика текста: фольклор, литература, культура»

    В книгу вошли работы Натальи Михайловны Герасимовой  (1952-2006) – ученого-филолога, чья широта научных интересов охватывала фольклор и обрядовую деятельность, древнерусскую литературу и поэтику художественных текстов, поведенческие модели и современную женскую прозу. Впервые под одной обложкой объединены труды и материалы, многие из которых ранее были опубликованы лишь в небольших малодоступных изданиях. Собранные вместе, они дают наиболее полное представление о богатом и разнообразном творческом наследии Н.М. Герасимовой. Это издание – дань памяти коллеге и другу, учителю и наставнику, блестящему исследователю и замечательному человеку.


     

  • Фольклорно-антропологическая экспедиция
    филологического факультета СПбГУ 2012

    Задачу фольклорной экспедиции Санкт-Петербургской экспедиции в 2012 г. мы видели в том, чтобы определить состояние фольклорной традиции верховий бассейна реки Мезени после почти столетней истории собирания фольклора в этом крае. В конце 20-х гг. искусствоведы и фольклористы из Ленинграда, тогда еще – молодые специалисты, позже составившие славу советской фольклористики, отправились в Лешуконье. Записи были произведены в Пыссе, Макаровской, Вожгоре, Родоме, Латьюге, Лебском, Пустыни, Засулье, Усть–Низеме, Палащелье, Ценогоре, Конещелье, Белощелье, в Малых Нисогорах. Записанные в ходе  экспедиций былины были опубликованы А. М. Астаховой в издании «Былины Севера». Двадцать сказок вошли в сборник И. В. Карнауховой «Сказки и предания Северного края». Часть сказок, записанных в Пустыни, Лебском, Вожгоре и Родоме, была опубликована в собрании «Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова». В этой экспедиции принимала участие Н. П.  Колпакова, ее путевые заметки вошли в популярное издание «У золотых родников. (Записки фольклориста)» (1975 г.).

    Мы хотели записать исторический и биографический контекст фольклорной традиции, поэтому значительное внимание уделили судьбе и биографиям потомков тех исполнителей, от которых были записаны былины, сказки и песни в конце 20-х годов. Нам хотелось понять, какова динамика фольклорной традиции, что меняется, что и каким образом сохраняется из классического фольклора.

    Пока рано подводить итоги, они потребуют большой работы, которой мы будем заниматься не один год. Но одно можно утверждать: жизнь фольклора в советское и постсоветское время в значительной степени обеспечивалась усилиями организаторов и участниц фольклорных хоров при клубах. Хоры Родомы, Кыссы, Койнаса и Засулья Н. П. Колпакова упоминает наряду с хором Лебского и некоторых других деревень в числе лучших на 1958 г.

    Обрядовая и праздничная традиции, как и традиции поминальные, в большей степени сохранялись семьями и родами. На фоне прекрасно сохранившейся песенной и обрядовой культуры былины и сказка почти бесследно исчезли из общего репертуара. Объяснением этому может служить то, что сказочная и былинная традиции здешних мест были по преимуществу мужскими. Передача сказительских навыков в поколениях мужчин, вовлеченных в военные и социальные конфликты ХХ века, не смогла состояться: многие исполнители сказок и былин были раскулачены и уничтожены, их сыновья погибли в годы Великой Отечественной.

    В этом году фольклорно-антропологическая экспедиция СПбГУ (руководители: С.Б. Адоньева, И.С. Веселова) состояла из трех групп: первая под руководством Л.В. Голубевой работала в селе Вожгора, вторая (рук. Ю.Ю. Мариничева) – в деревне Родома и третья (рук. А.В. Степанов) – в деревне Лебское.

    В д. Лебское от Надежды Алексеевны Аншуковой и Анны Козьмовны Лешуковой были записаны прекрасные старинные лирические песни («Опускала сокола из правого рукава», «Говорил я своей любушке», «Распремилы девушки, вы придите в гости к нам» и др.), поминальные и свадебные причитания (голосянки). Всего участниками группы было опрошено около 15 жителей деревни, от которых были записаны рассказы о календарных обрядах (святки, гадания на вениках на Иванов день), описания похоронного и свадебного обрядов, частушки, охотничья и лечебная магия. Особенно интересными оказались сведения об удивительной ритуальной забаве, сохранившейся до наших дней – «охоте на молодок» в Петровское заговенье, связанной с оформлением перехода молодки (молодой жены) в новое социальное пространство.

    Вторая группа (рук. Л.В. Голубева) работала в с. Вожгора, административном центре Вожгорского сельсовета. В селе проживает более 500 жителей. В ходе полевой работы были записаны традиционные сказки (сюжеты «Вершки и корешки» и «Невеста и разбойники»), похоронный причет, описания похоронного и свадебного обрядов разных периодов. Так можно отметить, что свадебный обряд 30-х гг.. ХХ века сохранял «классические» черты (коллективные причитания подружек невесты, подготовка приданого, девичник, раздаривание невестой лент подругам). Послевоенная свадьба в силу социальных, экономических и идеологических причин сильно трансформирована по сравнению с традиционной («ничего не было, ни денег, ни продуктов, так и не праздновали»). «Современная» свадьба, сложившаяся к середине 60-х гг.. прошлого века,  сочетала приметы разработанного советского обряда (белое платье невесты, торжественная обстановка записи в сельсовете) и локального традиционного – обряды второго дня свадьбы, направленные на оформление новых отношений свекровь-невестка (поездка измазанной в саже свекрови на дровнях, в которые впрягаются парни и мужики, в баню, «ритуальное» мытье свекрови невесткой и одаривание).

    Особое удовольствие в Вожгоре доставила нам работа с участницами фольклорного хора. На репетициях было записано много традиционных лирических песен («Запевай-ка, моя любезна», «Вдоль по травенке», «Из-за леса из-за темного»), плясовых, хороводных и игровых песен, частушек.

    Наконец, третья группа (рук. Ю.Ю. Мариничева) исследовала деревню Родома. За время экспедиции было опрошено около 30 человек. В сделанных записях представлены: описания свадебного и похоронного обрядов (в том числе описание похорон «по-репному» (как репу хранят в ямах) - похорон в слегка присыпанной могиле  погибших в лесу, умерших от болезней и тех, чьи близкие родственники не успевали приехать к моменту похорон, чтобы попрощаться), а также похоронное причитание. Собраны разные жанры детского фольклора – колыбельные, рассказы о детских играх, припугах; рассказы о гаданиях и снах; заговоры от оприкосов и грыжи. Как всегда информанты легко и с удовольствием делятся рассказами о календарных обрядах (Христославленьи, кудесах на святки), также удалось снять на видео посещение жителями родомской часовни в деревенский праздник Тихвинской иконы Божьей Матери. Хотя в Роддоме нет организованного хора, жители охотно собираются в местном клубе и поют самые различные песни («Марусенька» и др.) Группа также обследовала располагающуюся неподалеку деревню Пустыня.

    В  деревне Шегмас, расположенной в 70 км от Вожгоры по реке Пижма, нам удалось поработать всего один день. Нам подробно рассказали о распространенном в среднем и верхнем течении Мезени, на реках Вашке и Пижме обычае изготовления «залости» на елке и устраиваемого в честь этого угощения - «новизны». Для молодки, впервые выходящей на сенокос или пожни в новой деревне, или – в послевоенное колхозное время для впервые выходящих на полевые работы парней и девушек за угощение (брагу и конфеты) кто-нибудь из односельчан делал «залость»: обрубает ветки на высокой заметной издалека ёлке. К выбранной ёлке обращались с просьбой стоять также долго, как будет жить выбравший ее человек. За состоянием своей ёлки наблюдают всю жизнь, ее помнят и показывают детям.

    С.Б. Адоньева, И.С. Веселова, Ю.Ю, Мариничева

  • 23-24 апреля 2012 года
    В рамках XV Международной  студенческой конференции филологического факультета СПбГУ работала секция "Фольклористика и мифология".
     
    • Анна Александровна  Борисова (СПбГУ, II курс). Рассказы о порченых  девках как инструмент социального контроля • рук. доц. И. С. Веселова.
    • Анастасия Александровна Гавриленко (СПбГУ, III курс). Родство и свойство в русских пословицах и поговорках • рук. ст. преп. Ю. Ю. Мариничева.
    • Анастасия Павловна Касаткина (СПбГУ, II курс). Божатка как особая социальная роль. Божатки поневоле • рук. доц. И. С. Веселова, Ю. Ю. Мариничева.
    • Анна Владимировна  Козлова (СПбГУ, III курс). «Дочки-матери»: поколенческие транзакции в деревенском хоре • рук. доц. И. С. Веселова.
    • Лилия Федоровна Матвиевская (СПбГУ, V курс). «Теть Галь с днем рождения!!!!!»: Адресаты и адресанты в письменных поздравительных текстах • рук. доц. И. С. Веселова.
    • Лилия Иршатовна Хафизова (СГПА, V курс). Мотив чудесного рождения героя от съеденного в русском и башкирском эпосе • рук. проф. И. Е. Карпухин.
    • Софья Олеговна Куприянова (СПбГУ, II курс магистратуры). К вопросу об адресате колыбельных песен" • рук. проф. С. Б. Адоньева

2011

  • 17 декабря 2011 прошла ежегодная конференция
    «Традиционный фольклор в современных записях. Полевые исследования»
    по результатам фольклорных экспедиций 2011 года

    Темы отчетов:

    • Агафонова Яна Ярославовна «Сказочные намеки от Валентины Васильевны Поташевой»
    • Гавриленко Анастасия Александровна «"Очередь порато бьет по плечу": миропорядок в деревенском магазине»
    • Гамирова Диана Рамиловна «"Принятой – проклятой": матрилокальность с разных точек зрения»
    • Голубева Любовь Викторовна «"Здесь пятнадцать этажей нахоронено": о некоторых особенностях кладбища д. Сертея (Велижский р-н, Смоленская обл.)»
    • Барсукова Оксана Петровна «Родовые отношения на кладбище: город мертвых»
    • Борисова Анна Александровна «Порченые девки»
    • Касаткина Анастасия Павловна «А у нас божатка от слова Бог…»
    • Козлова Анна Владимировна «Сценарии коммуникации «в поле»: интервью-бенефис и пр.»
    • Курзина Надежда Александровна «Кому свекровь "свекровушка", а кому и "свекровище"»
    • Шматко Алина Анатольевна «Охотничьи путики: траектории социальных отношений»
       
  • 5 апреля в рамках Апрельской студенческой конференции филологического факультета СПбГУ работала секция "Фольклористика и мифология".
    >> подробнее...
    Программа
     
    1. Семенова Антонина Сергеевна (СПбГУ маг.II, рук. проф. С.Б. Адоньева)
      Проблемы жанровой классификации народных песен: Мезенская песенная коллекция в фольклорном архиве СПбГУ.
    2. Пронина Александра Александровна (СПбГУ, IV курс).
      Особенности композиции рассказов о гаданиях: маркеры причины и следствия
      / доц. И.С. Веселова/
    3. Матвиевская Лилия Федоровна(СПбГУ, IV курс, ОЗО).
      Повторяющиеся разговоры. /доц. И.С. Веселова/
    4. Гайна Лаура (СПБГУ, IV курс).
      Современные коллективные мифы: категория бессмертия и категория героизма.
      / доц. И.С. Веселова/

      перерыв 17-40 — 18-00

    5. Цветкова Анна Юрьевна (СПбГУ маг.II, доц. И.С. Веселова)
      Освоение времени: устный и письменный модус крестьянских биографий
    6. Олеся Витальевна Проданенко ( МГПУ, II курс).
      Фольклор в Интернете: «полевые исследования». /ст.преп. П.А. Бородин/
    7. Инна Викторовна Имаева (Литинститут, V курс).
      Параллели сказочного сюжета «Все женщины одинаковы». /д.ф.н., доц. Ф.Г. Галиева/
    8. Татьяна Игоревна Хоруженко (УрГУ, I курс магистратуры )
      «Сумерки» Стефании Майер: гламурные вампиры как дань эпохе./ д.ф.н. Приказчикова Е.Е./

  • 18 марта 2011 состоялось заседание секции "Фольклор Новейшего времени, постфольклор и вопросы традиции" XL Международной филологической конференции.
    >> подробнее...

    Программа секции

    1. Адоньева Светлана Борисовна (д.ф.н., проф., филологический ф-т СПбГУ). Интимные практики женской иерархии: свекровушка
    2. Веселова Инна Сергеевна (к.ф.н., доц., филологический ф-т СПбГУ) Благодарность в системе жестов официального поощрения: символическое против экономического
    3. Антанасиевич Ирина (проф., Белградский университет, филологический ф-т, Сербия) Зооморфные символы в военных реалиях югославских войн
    4. Морозов Игорь Алексеевич (д.и.н., в.н.с.,Институт этнологии и антропологии РАН),  Фролова Ольга Евгеньевна (д.ф.н., с.н.с., МГУ имени М.В.Ломоносова, филологический ф-т) "Живое" в языке и культуре: традиционные и современные контексты
    5. Мощиньска Лариса Михайловна (маг., асс., Вроцлавский университет, Польша). Русские эротические пословицы и поговорки. Их сущность, функции и значение.
    6. Покатилова Надежда Володаровна (д.ф.н., проф., филологический ф-т Северо-Восточного федерального  университета им. М.К.Аммосова). Поэтологические представления в устной традиции и в ранней литературе.
    7. Фролова Ольга Евгеньевна (д.ф.н., с.н.с., МГУ имени М.В.Ломоносова, филологический ф-т). Анекдот: внутрижанровая типология и  категории текста
    8. Мариничева Юлия Юрьевна (маг., асс., филологический ф-т СПбГУ). Русские сказки о животных: система персонажей.
    9. Иванова Светлана Валерьевна (асс., Российский институт истории искусств). "Так знаменосец покидает знамя...". Некоторые аспекты почитания знамени
    10. Виноградов Валентин Валентинович (н.с., Российский институт истории искусств) Магические тексты в пространстве современного города
    11. Голубева Любовь Викторовна (маг., ст.лаб. Кабинета фольклора филологического ф-та СПбГУ) Представления о загробном мире: конфликт дискурса и обрядовой практики (на материале интервью современных деревенских жителей)

2010

  • 18 декабря прошла ежегодная конференция
    «Традиционный фольклор в современных записях: полевые исследования 2010 г.»
    >> подробнее...

    18 декабря, суббота, 11.00
    Филологический факультет, СПбГУ
    ауд. 201

    Программа

    11.00 — 12.30

    • Гайна Лаура «Праздник 9 мая: коллективизация смерти».
    • Полякова Анна Александровна «День деревни - «обычай» или «традиция»?»
    • Беляева Елена Алексеевна «Memoria: фотографии, некрологи, соболезнования».
    • Гавриленко Анастасия Александровна «Пословичный репертуар одного информанта».
    • Матвиевская Лилия Фёдоровна «Повторяющийся разговор».

    12.30 — 13.00

    перерыв

    13.00 — 14.30

    • Цветкова Анна Юрьевна «Глупый Миколка» и «Бог»: два прозвища одного человека».
    • Козлова Анна Владимировна «Не думать, не бояться…»: к вопросу об эмоциональной регуляции в традиционной культуре».
    • Семёнова Диана Андреевна «Любовь: притязания и расположения. Тактики оповещения».
    • Васильева Елена Владимировна «Значение выкупа в свадебном обряде».
  • «Вести с полей»
    6 декабря
    состоялись Декабрьские чтения
    памяти Натальи Михайловны Герасимовой

    Видеоотчет
    смотрите в разделе «Фольклор и символические практики: материалы конференций»

    Пропповский Центр
    Российский Институт Истории Искусств
    Филологический факультет СПбГУ
    >> подробнее...
    • Маслинский К. А., Леонтьева С. Г. По московскому времени: советская железнодорожная школа 50-х – 80-х годов в устных воспоминаниях (по материалам экспедиции в Оренбургскую область).
    • Веселова И. С. Охотники и добыча: Изображение, обряд, текст
    • Виноградов В. В. Две заметки о пинежских заговорах
    • Мамаева Е. С. "Поминные" частушки: сюжет и контекст (на материале видеофрагмента локального поминального обряда).
    • Адоньева С. Б. Три поколения советских крестьянок: социально-исторический контекст полевых исследований
  • 8 апреля 2010 года на Факультете филологии и искусств СПбГУ состоялась Студенческая конференция филологического факультета СПбГУ. В рамках конференции работала секция "Фольклор и новейшая литература"
    >> подробнее...
    8 апреля, четверг (ауд. 213)
     
    • 16:00 — Анна Юрьевна Цветкова (СПбГУ, V курс). О жанровой универсальности некоторых фольклорных текстов.
    • 16:30 — Любовь Викторовна Голубева (СПбГУ, VII курс). «И че, стыдилися ли че ли мужики»: роль мужчины  в родильном обряде.
    • 17:00 — Алена Михайловна Ставрова (СПбГУ, VI курс). Продукты и их превращения: кулинарные мотивы в публикациях журнала «Мурзилка» (30 – 40-е годы).
    • 17:30 — Александра Александровна Пронина (СПбГУ, III курс). «Такая судьба в жизни сложилась»: концепт «судьба» в контексте гадательных практик.
    • 18:00 — Ксения Андреевна Брусова (МГУ, IV курс). Набоковский код в современной русской прозе («Холодная весна в Провансе» Д. Рубиной).
    • 18:30 — Лаура Гайно (СПбГУ, VI курс). День Победы в Европе и в России.
    • 19:00 — Елена Владимировна Рыйгас (СПбГУ, VII курс).  Духовные стихи о Страшном суде.
  • 15 – 20 марта 2010 г.  состоялась XXXIX Международная филологическая конференция. В рамках конференции работала секция «Фольклор нового времени и вопросы традиции»
    >> подробнее...

    Программа секции
    «Фольклор нового времени и вопросы традиции»

    15 марта 16.00-18.30                                                                                  ауд. 213

    1. Шарифова Салида Шаммед кызы, к.ф.н., доц. (Институт литературы Национальной академии Наук Азербайджана, Баку).
      Взаимоотношение романа с мифологией и постфольклором.
    1. Герасимова Дина Васильевна, к.ф.н., доц. (Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск).
      Песенный фольклор манси.
    1. Гришина Наталья Михайловна, к.ф.н., доц. (Институт филологии СО РАН, Новосибирск).
      Фольклор кетов: проблемы изучения и документирования.
    1. Покатилова Надежда Володаровна, д.ф.н., проф. (Филологический факультет Якутского государственного университета им.М.К.Аммосова, Якутск).
      «От устного эпоса к литературе: поэтологические представления в традиции и имплицитная поэтика».
    1. Мощиньска Лариса Михайловна, к.ф.н., доц. (Вроцлавский государственный  университет, Вроцлав).
      Специфика и особенности русских эротических загадок.
       

    16 марта 2010 с 14:00 до 17.00                                                                  ауд. 213

    1. Адоньева Светлана Борисовна, д.ф.н., доц. (СПбГУ, Санкт-Петербург).
      Невестка, свекровь и символы женской власти.
    1. Веселова Инна Сергеевна, к.ф.н, доц. (СПбГУ, Санкт-Петербург).
      "...И во сне приснится и всяко покажется": визуализация как символический навык.
    1. Маточкин Александр Александрович,  маг., асп. (СПбГУ, Санкт-Петербург).
      Непесенная форма устной песенной поэзии: полевая запись и бытование в традиции.
    1. Морони Элиза, асп. (Болонский университет, Италия – РГГУ, Москва) Петров Никита Викторович.
      Проблема перевода формул русских былин на итальянский язык.
    1. Мариничева Юлия Юрьевна, маг., асп. (ЕУСПб), ст.преп. (СПбГУ, Петербург).
      «Люди и животные в русской сказке о животных».
    1. Иванова Светлана Валерьевна (РИИИ, Санкт-Петербург).
      Типология жеста: захват запястья.
    1. THEURIAU Frédéric-Gaël, Docteur ès Lettres (Université François Rabelais de Tours).
      Foi et figure de la Vierge Marie dans l’œuvre poétique de Césarie Bontou.


       

  • 1 января 2010 года. Наш сайт включен в каталог портала научных и образовательных ресурсов
    intuite www.intute.ac.uk  в раздел Modern languages and area studies.
    Аннотация редактора портала доступна по адресу:
    http://www.intute.ac.uk/cgi-bin/fullrecord.pl?handle=20091207-19312474

2009

  • 19 декабря 2009 года в 12.00 на Факультете филологии и искусств СПбГУ (аудитория 201) состоялась ежегодная конференция "Традиционный фольклор в современных записях. Полевые исследования."
    >> подробнее...

    Программа конференции

    Баранов Дмитрий Кириллович (2 курс, СПбГУ). Изображение коня на палащельской прялке.

    Воробьева Евгения Львовна (2 курс, СПбГУ). Традиционная магия Лешуконского района.

    Захарова Виктория Михайловна (2 курс СПбГУ). "Ёлочка, <...> сбереги мою душу": человек и деревья - индивидуальные и коллективные практики (по материалам фольклорной экспедиции 2009 г).

    Голубева Любовь  Викторовна (магистрантка 2 курса, СПбГУ). "Бабушка"или "медичка"? Выбор ритуального специалиста.

    Матвиевская Лилия Федоровна (3 курс, СПбГУ). "Во пиру ли я была да во компаньюше": внесемейная организация социума.

    Овчарская Ольга Владимировна (3 курс, СПбГУ). Первая любовь: жизнь в сослагательном наклонении.

    Сытникова Дарья Дмитриевна  (2 курс, СПбГУ). Русская зима – Масленица.

    Туминас Дарья Константиновна (магистрантка 2 курса, СПбГУ). "Думать"  как стратегия  манипулирования реальностью.

    Кучинская Марианна  (5 курс, РГГУ, Москва). Традиции воспитания детей у эвенков Северного Прибайкалья.

    Мартазова Ольга (5 курс, РГГУ, Москва). Представление о духах - хозяевах местности у эвенков северо-байкальского региона.

    Хабарова Александра (5 курс, РГГУ, Москва). Идентичность детей в эвенкийских поселениях северо-байкальского района Бурятии (по результатам эксперимента).

    Циварева Наталья (магистрантка ПГУ, Архангельск). По следам экспедиции на Кенозеро (Плесецкий район Архангельской области).

    Чепиль Анастасия (аспирантка ПГУ, Архангельск). Хроника фольклорных экспедиций Поморского государственного университета.

    Дранникова Наталья Васильевна (ПГУ, Арханегельск).  Итоги экспедиции Центра изучения традиционной культуры Европейского Севера Поморского университета в д. Сояну Мезенского района в 2009 г.

    Кляус Владимир Леонидович (РГГУ, Москва) Экспедиция Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ на север Байкала (лето 2009).

  • 5 декабря 2009 года на Факультете филологии и искусств СПбГУ состоялись Декабрьские чтения памяти Натальи Михайловны Герасимовой.
     
  • 26 – 28 ноября 2009 года в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялась конференция, посвящённая 90-летию Кирилла Васильевича Чистова.
    >> подробнее...

    26 ноября

    11.00 – 14.00 – Пленарное заседание в Малом конференц-зале СПбНЦ РАН

    Секция 1.  Теоретические проблемы изучения феномена традиции.

    15.00 – 18.00. Исторический факультет СПбГУ (ауд. 99)

    Секция 2. Феноменология традиции. Фольклорные концепции будущего.   

    15.00 – 18.00 Исторический факультет СПбГУ (ауд.103)

    27 ноября

    Секция 1. Теоретические проблемы изучения феномена традиции.

    11.00 – 18.00. Исторический факультет СПбГУ (ауд. 73А)

    Секция 2. Феноменология традиции. Фольклорные концепции будущего.   

    11.00 – 14.00. Исторический факультет СПбГУ (ауд. пока неизвестна)

    15.00 – 18.00. Исторический факультет СПбГУ  (ауд. 89)

    28 ноября

    Заседание проходит на факультете филологии и искусств СПбГУ

    Секция 1. Теоретические проблемы изучения феномена традиции.

    11.00 – 15.00 (ауд.171)

    Секция 2. Феноменология традиции. Фольклорные концепции будущего.   

    11.00 – 15.00 (кинозал)

    16.00 – Заключительное пленарное заседание  (кинозал факультета филологии и искусств)

  • 29 июня2 июля. Установочные занятия в рамках курса «Методика полевых исследований»
    >> подробнее...

    Расписание занятий:

    29 июня
    10.00 – 12.00 – Каретникова А.С.  «Принципы сохранения звуковых файлов. Требования к звукозаписи».
    12.20 – 16.00 – Семинар

    30 июня
    11.00 – 12.00 – Степанов А.В.
        «Правила пользования видеокамерой в процессе съёмки. Требования к видеозаписи».
        «Принципы расшифровки текстовых файлов интервью».
    12.20 – 14.00 – Туминас Д.К. «Правила фотосъёмки. Основные принципы сохранения фотографий».
    14.20 – 16.00 – Семинар

    1 июля
    11.00 – 16.00 – Семинар

    2 июля
    11.00 – 14.00 – Семинар
    14.20 – 16.00 – Организационные вопросы

  • 1213 мая. Защита дипломных сочинений, магистерских диссертаций и тем магистерских диссертаций.
    >> подробнее...
    • 12 мая 2009 года (вторник)  в 15.00 в аудитории 213 состоялась предварительная защита следующих магистерских диссертаций и тем магистерских диссертаций:
       
      • Косых А.М. «Номинации музыкальных инструментов в былинах Русского Севера»
        Научный руководитель – д.ф.н. проф. Адоньева С.Б.
        Рецензенты - Степанов А.В., Мариничева Ю.Ю.
      • Мариничева Ю.Ю. «Правильная» / «неправильная» похвала на Русском Севере: заметки о речевом этикете»
        Научный руководитель – к.ф.н. доц. Веселова И.С.
        Рецензенты -  Маточкин А.А.,  Каретникова А.С.
      • Голубева Л.В. «Платок как атрибут памяти»
        Научный руководитель – д.ф.н. проф. Адоньева С.Б.
      • Туминас Д.К. «Семиотика фотоколлажей в пространстве крестьянского дома»
        Научный руководитель – д.ф.н. проф. Адоньева С.Б.
         
    • 13 мая 2009 года (cреда) в 16.00 в аудитории 213 состоялась предварительная защита следующих дипломных сочинений:
       
      • Цветкова А.Ю. «Кумулятивный принцип игры в лодыжки»
        Научный руководитель – к.ф.н. доц. Веселова И.С.
        Рецензенты -  Голубева Л.В., Каретникова А.С.
      • Трощило М.А. «Похороны стрелы» в русско-украинско-белорусском пограничье»
        Научный руководитель – д.ф.н. проф. Адоньева С.Б.
        Рецензенты – Роганова Е.С., Туминас Д.К.
      • Семёнова А.С. «Проблемы жанровой атрибуции необрядовых лирических песен Пинеги. По записям 1970, 1985, 1986 годов»
        Научный руководитель – д.ф.н. проф. Адоньева С.Б.
        Рецензенты – Маточкин А.А., Роганова Е.С.
      • Тзюрич Ю.А. «Речевое поведение персонажей городского фольклора на примере анекдотов про Вовочку»
        Научный руководитель – к.ф.н. доц. Веселова И.С.
        Рецензент –  Пивоварова А.
  • 1 января 2009 года вышла в свет СD-хрестоматия «Фольклор и фольклористика».
    >> подробнее...

    Это учебное пособие, обеспечивающее учебный курс по фольклору новейшими научными разработками в области теории фольклора, а также звуковой коллекцией русского фольклора. Издание содержит 20 лекций с библиографиями, более 60 научных работ крупнейших учёных в области фольклористики, этнографии, антропологии и этномузыковедения и звуковую хрестоматию по русскому фольклору, в которой представлены полевые записи отдельных жанров фольклора (сказки, легенды, причёты, лирические песни, календарный фольклор и пр.), хранящиеся в личных и государственных архивах. Пособие адресовано слушателям курса «Русский фольклор», а также студентам (бакалаврам и магистрантам), специализирующимся в области фольклора, в области культуральных исследований, социальной и философской антропологии, истории культуры и других дисциплин социо-гуманитарного цикла.

    Дополнительную информацию об издании можно получить, обратившись по электронной почте propp_center@mail.ru
  • Подготовлен к изданию цифровой учебно-методический комплекс д.ф.н. проф. С. Б. Адоньевой «Прагматика современного фольклора».
    >> подробнее...

    Это электронная версия авторского учебного курса представленная в виде аудиофайлов и соответствующих текстовых файлов. Задача курса «Прагматика современного фольклора» состоит в том, чтобы описать некоторые конвенциональные формы поведения и речи советской эпохи  и показать каким образом они восполняли символические «пробелы», существовавшие  в области официального дискурса или, напротив, «работали» на государственную идеологию. Для иллюстрации тезисов, излагаемых в разделах курса, а также в качестве предмета для самостоятельного анализа учащимися в УМК включена объемная коллекция редких изображений: мемориальные сооружения советской эпохи, поздравительные открытки 1901-1980-х годов, шествия и демонстрации дореволюционного времени и начала 30-х годов ХХ века и пр. Ресурс снабжен необходимыми теоретическими статьями, справочно-библиографическим аппаратом, а также Методическими материалами в виде медиаприложений, а также тем для самостоятельной работы студентов. Комплекс адресован студентам (бакалаврам и магистрантам), специализирующимся в области русской литературы и языка, в области фольклора, а также в области культуральных исследований, социальной и философской антропологии, истории культуры и других дисциплин социо-гуманитарного цикла.

    Дополнительную информацию об учебно-методическом комплексе можно получить, обратившись по электронной почте propp_center@mail.ru

2008

  • 6 декабря состоялись Декабрьские чтения памяти Натальи Михайловны Герасимовой
     
    >> подробнее...

    Пропповский Центр,
    Институт истории искусств,
    СПбГУ

    6 декабря 2008 года в 14 часов
    Университетская наб., 11
    25 аудитория

    • Анна Федоровна Некрылова
      Жестокий романс и поздний лубок
    • Мария Наумовна Виролайнен
      Хоровое начало, принцип множественности и пафос соборности как основания «скандальных» сюжетов
    • Инна Сергеевна Веселова
      Советское наследие или биография символа. Случай Чебурашки
    • Наталья Сергеевна Демкова
      Повесть о Петре и Февронии: агиография и народная культура
    • Александр Григорьевич Бобров
      «Земля вопиет…» К вопросу о функциях цитат в древнерусской литературе
    • Светлана Борисовна Адоньева
      Хозяйка медной горы: мифология и история
    • Городская баллада в исполнении фольклорного ансамбля под руководством Александра Ромодина
  • С 5 по 21 декабря 2008 года Музей В. В. Набокова ( Большая Морская, 47) состоялась на выставка фотографий «Русская деревня – британский взгляд» профессора Элизабет Уорнер (Elizabeth Warner).
    >> подробнее...
    Русская деревня – британский взгляд

    Больше 10 лет я сотрудничаю с коллегами Санкт-Петербургского Государственного Университета и Пропповского Центра. Каждый год я участвую в их летней экспедиции то в Вологодскую то в Архангельскую области, где мы собираем информацию о духовной и материальной культуре деревенских жителей. На моих фотографиях представлены личности и быт деревень Кирилло-Белозерского, Вашкинского и Сямженского районов Вологодской области так и Мезенского района Архангельской области.

    К фотографии я пришла довольно поздно. По образованию я русист-филолог. По специальности фольклорист- этнограф. Много лет я заведовала кафедрой русского языка Даремского университета на севере Англии. За последние годы мне повезло. Было время изучать фотографию, видеопроизводство и фото- журнализм.

    Я уже давно пользуюсь видео-съемкой в экспедиционной работе. Начиная с 2004 года, я стала уделять значительно больше времени фотографии. Наверно это связано с тем, что в это время мне больше хотелось уловить улетающий момент, чем развертывающееся событие.

    Мне кажется, что в сохранении наших представлении о людях и культуре русского Севера визуальный образ должен играть очень большую роль. Это особенно важно сегодня, когда в районах далеких от « цивилизации» крупных городов деревня явно погибает. Одной из моих задач как фотографа - зафиксировать уходящее, пока оно не ушло бесповоротно.

    Мне хочется «дать лицо» людям, которые слишком часто в прошлом, может быть, оставались некими абстрактными носителями традиций.

    В своем изображении русской северной деревни я не претендую на «эксклюзивность». Мало ли в России своих фотографов-документалистов! Но, как англичанка, фотографирующая русский деревенский быт, мое положение достаточно уникальное. Я фотографирую со взглядом не русского человека, но со знанием языка и местной культуры. К тому же возможность жить в деревне, которую мне дает поддержка моих коллег из Пропповского Центра, преподавателей и студентов, позволяет установить более интимные контакты с деревенскими жителями. В моих фотографиях я стараюсь зафиксировать «суть» человека, и дать ощущение зрителю, что и он «там был».

    Недавно меня спросили, не слишком ли я идеализирую деревню? Если так, то это происходит на уровне не сознания, а зрения, эстетики. Я не пропагандист. В фотографии содержание не единственный элемент. Оно должно сочетаться с организацией форм, со светом, с цветовой гаммой. Я к этому стремлюсь во всяком случае. Если при этом сочетании всплывают позитивные, а не отрицательные образы, может быть, это зависит отчасти от случайной красоты захваченного момента и отчасти от «внутреннего» глаза фотографа. К тому же у меня есть и более мрачные образы, но они не вошли в эту выставку!

    Elizabeth Warner, Emerita Professor of Russian, University of Durham.